Joomla TemplatesWeb HostingFree Money

Статья 362 Налогового кодекса РФ

Официальный текст:

Статья 362. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

1. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:

1,1 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;

1,3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;

1,5 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;

2 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;

3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;

3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

При этом исчисление сроков, указанных в настоящем пункте, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей для целей настоящей главы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей размещается ежегодно не позднее 1 марта на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

2.1. Налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

3. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

4 - 5. Утратили силу. - Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ.

6. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Комментарий юриста:

В налоговом праве налоги классифицируются, в частности, в зависимости оттого, кто исчисляет налог, на окладные (исчисляемые налоговыми органами) и не окладные (исчисляемые налогоплательщиком самостоятельно). Данное деление налогов прослеживается исходя из смысла статьи 52 Налогового Кодекса РФ. Однако встречаются и смешанные виды налогов, примером которых может служить и транспортный налог. Необходимо отметить, что по отношению к взиманию транспортного налога с физических лиц не выполняется принцип экономичности (эффективности) налога. Данный принцип выработан юридической доктриной и означает, что затраты по взиманию налога не должны превышать, а в идеале - составлять не более 5% от суммы собираемого налога. Примеров пренебрежения этим принципом в практике отечественного налогообложения достаточно: налог на имущество граждан, земельный налог, взимаемый с физических лиц.

Статьей 52 предусмотрено, что обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. При этом форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу, либо его представителю лично под расписку, либо иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, когда лицо уклоняется от получения налогового уведомления, последнее направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты отправления.

Следуя буквально положениям статьи 52, налоговый орган должен сначала попытаться вручить налоговое уведомление налогоплательщику лично. Однако учитывая значительное число таких уведомлений, а также сложившуюся практику работы с уведомлениями по налогу на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, и по иным налогам, налоговые органы будут направлять все налоговые уведомления по почте. В данном случае при получении уведомления налогоплательщик для освобождения от ответственности за неуплату налога должен доказать, что не получил уведомление не по своей вине (сбой в работе почты и т.д.). При этом следует учитывать, что налоговый орган, как правило, всегда может доказать факт и дату отправки уведомления. Поэтому можно посоветовать налогоплательщикам - физическим лицам в случае неполучения налогового уведомления в срок до 1 июня налогового периода самим обратиться в налоговый орган.

Пунктом 3 статьи 362 устраняется двойное налогообложение по налогу в случае передачи права собственности или просто перерегистрации транспортного средства. Ранее подразделения ГИБДД, как правило, обязывали налогоплательщика уплачивать налог с владельцев транспортных средств даже при снятии и постановке транспортного средства на учет по новому месту жительства.

 

 

Rambler's Top100