Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

secure-hosting-160x600

Статья 346.13 Налогового кодекса РФ

Официальный текст:

Статья 346.13. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения

1. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения. Организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

Налогоплательщики - организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в уведомлении о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября 2014 года не указывают.

2. Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года, вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 февраля 2015 года.

Организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" с учетом части 4 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 апреля 2015 года.

Организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании уведомления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход.

3. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

4. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, превысили 60 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

В случае, если налогоплательщик применяет одновременно упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения, установленного настоящим пунктом, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.

При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения.

Указанная в абзаце первом настоящего пункта величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.12 настоящего Кодекса.

4.1. Если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, не превысили 60 млн. рублей и (или) в течение налогового периода не было допущено несоответствия требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик вправе продолжать применение упрощенной системы налогообложения в следующем налоговом периоде.

5. Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с "пунктом 4" настоящей статьи, в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода.

6. Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.

7. Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

8. В случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.

Комментарий юриста:

Пунктом 1 данной статьи установлен заявительный порядок перехода на упрощенную систему налогообложения. Соответствующее заявление может быть подано в налоговый орган с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году перехода на упрощенную систему. Форма заявления предусмотрена в приложении 1 к приказу МНС России от 19 сентября 2002 года № ВГ-3-22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения". В дополнение к указанию размера выручки, полученной за девять месяцев текущего года, в соответствии с приведенным приказом МНС налогоплательщик обязан отразить в заявлении также стоимость амортизируемого имущества, среднюю численность работников за налоговый (отчетный) период и сведения об участии в соглашениях о разделе продукции. Получив заявление, налоговый орган выдает налогоплательщику уведомление о возможности либо о невозможности применения упрощенной системы налогообложения (соответственно приложения 2 и 3 к приказу № ВГ-3-22/495). Причем возможность применения упрощенной системы не зависит от получения такого заявления.

Ранее в соответствии со статьей 5 Закона об упрощенной системе налогообложения налогоплательщик обязан был не только подать заявление в налоговый орган не позднее месяца с начала квартала, с которого осуществляется переход, но и получить патент, который и являлся официальным документом, удостоверяющим право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. Налоговые органы нередко отказывали налогоплательщикам в выдаче патента, что значительно затрудняло реализацию налогоплательщиками своих прав. Стоит подробнее остановиться и на сроке, в который налогоплательщик может подать заявление о переходе на применение упрощенной системы. Организации обязаны указать в таком заявлении сумму дохода (выручки), полученную за девять месяцев текущего года. Как правило, организации требуется время на то, чтобы исчислить собственную выручку в соответствии с положениями главы 25 Налогового Кодекса РФ, что происходит обычно к сроку сдачи в налоговый орган отчетности по НДС, т.е. к 20 октября.

Следовательно, срок, установленный пунктом 1 статьи 346.13, для организаций сокращается. В то же время указанное ограничение не распространяется на индивидуальных предпринимателей, что нельзя не признать скорее технической ошибкой законодателя, нежели нежеланием предоставить всем без исключения предпринимателям право на применение упрощенной системы. Ведь как на организации, так и на предпринимателей распространяется ограничение по сумме выручки за календарный год в размере 15 млн рублей. При переходе на применение упрощенной системы налогоплательщик вправе изменить ранее выбранный в соответствии со статьей 346.14 Налогового Кодекса РФ объект налогообложения (доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов), но сделать это может только до 20 декабря года, предшествующего году начала применения упрощенной системы. Интересно, что данное правило впервые было введено Федеральным законом от 31 декабря 2002 года № 191-ФЗ, т.е. налогоплательщики, уже подавшие заявление на применение упрощенной системы, были лишены возможности изменить объект налогообложения.

Налогоплательщик может перейти на применение упрощенной системы налогообложения только с начала календарного года. Ранее такая возможность предоставлялась налогоплательщику с начала любого квартала, при этом в патенте на применение упрощенной системы проставлялись отметки об уплате единого налога для организаций или стоимости патента для предпринимателей пропорционально количеству кварталов, оставшихся до конца года. Исключение из общего правила предусмотрено пунктом 2 статьи 346.13 только для вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, подавших заявление о применении упрощенной системы одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. Следует обратить внимание на то, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные предприниматели для применения упрощенной системы обязаны подать заявление именно одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет, а не в момент получения заявления о постановке на учет.

Налогоплательщики не вправе добровольно перейти на общий режим налогообложения до окончания налогового периода, а в случае такого перехода с начала очередного налогового периода налогоплательщик обязан уведомить налоговый орган не позднее 15 января года, в котором производится переход на общий режим налогообложения, т.е. уже после совершения такого перехода. При этом в налоговой орган направляется сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения по форме, предусмотренной в приложении 5 к приказу МНС России от 19 сентября 2002 года № ВГ-3-22/495. Если же налогоплательщик переходит на общий режим налогообложения с начала нового налогового периода, то в соответствии с пунктом 7 статьи 346.13 он не может перейти к применению упрощенной системы в течение одного года. Такое ограничение распространяется также на случаи, когда налогоплательщик утратил право на применение упрощенной системы в связи с положениями пункта 3.

Налогоплательщик утрачивает право на применение упрощенной системы и считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового (отчетного) периода, в котором доход (выручка) налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя превысила 15 млн рублей, и/или стоимость амортизируемого имущества налогоплательщика-организации превысила 100 млн рублей. Сообщить же в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения налогоплательщик обязан в течение 15 дней по истечении налогового (отчетного) периода, в котором произошло превышение дохода. Однако для избежания неблагоприятных последствий в виде привлечения к ответственности по статье 126 Налогового Кодекса РФ за не сообщение сведений налоговому органу и с учетом того, что свою позицию налогоплательщику придется отстаивать в арбитражном суде, стоит порекомендовать ему все же направить соответствующее уведомление в срок.

В случае, если уведомление не направлено, для налогоплательщика возникают неблагоприятные последствия: он обязан исчислить и уплатить все налоги, плательщиком которых является в соответствии с законодательством о налогах и сборах, с начала налогового (отчетного) периода, в котором право на применение упрощенной системы было утрачено. Налогообложение таких налогоплательщиков производится в том же порядке, как и для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных предпринимателей. В соответствии с положениями статьи 55 Налогового Кодекса РФ налоговым периодом для вновь зарегистрированных организаций признается период от момента организации и до конца календарного года. При этом налогоплательщик освобождается от уплаты ежемесячных авансовых платежей.

Если сумма выручки налогоплательщика за предыдущий квартал превышает 1 млн рублей ежемесячно, то налоговым периодом по НДС является месяц. Следовательно, при уплате НДС помесячно за прошедший квартал с нарушением сроков уплаты, а также несвоевременное представление в налоговый орган соответствующих налоговых деклараций повлечет за собой обязанность по уплате соответствующих сумм пени и штрафных санкций по статье 119 Налогового Кодекса РФ. В связи с изложенным налогоплательщику стоит оценить все обстоятельства, которые могут повлечь за собой превышение установленных ограничений по сумме дохода (выручки) и стоимости амортизируемого имущества, и решить для себя вопрос о целесообразности перехода к применению упрощенной системы налогообложения.

 

 

Rambler's Top100