Joomla TemplatesWeb HostingFree Money

Статья 171 Налогового кодекса РФ

Официальный текст:

Статья 171. Налоговые вычеты

1. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

2. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении:

1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Абзац исключен.

3. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со статьей 173 настоящего Кодекса покупателями - налоговыми агентами.

Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели - налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с настоящей главой. Налоговые агенты, осуществляющие операции, указанные в пунктах 4 и 5 статьи 161 настоящего Кодекса, не имеют права на включение в налоговые вычеты сумм налога, уплаченных по этим операциям.

Положения настоящего пункта применяются при условии, что товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в пункте 2 настоящей статьи, и при их приобретении он уплатил налог в соответствии с настоящей главой.

4. Вычету подлежат суммы налога, предъявленные продавцами налогоплательщику - иностранному лицу, не состоявшему на учете в налоговых органах Российской Федерации, при приобретении указанным налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав или уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, для его производственных целей или для осуществления им иной деятельности.

Указанные суммы налога подлежат вычету или возврату налогоплательщику - иностранному лицу после уплаты налоговым агентом налога, удержанного из доходов этого налогоплательщика, и только в той части, в которой приобретенные или ввезенные товары (работы, услуги), имущественные права использованы при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), реализованных удержавшему налог налоговому агенту. Указанные суммы налога подлежат вычету или возврату при условии постановки налогоплательщика - иностранного лица на учет в налоговых органах Российской Федерации.

5. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них. Вычетам подлежат также суммы налога, уплаченные при выполнении работ (оказании услуг), в случае отказа от этих работ (услуг).

Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.

Положения настоящего пункта распространяются на покупателей-налогоплательщиков, исполняющих обязанности налогового агента в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 161 настоящего Кодекса.

6. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.

В случае реорганизации вычетам у правопреемника (правопреемников) подлежат суммы налога, предъявленные реорганизованной (реорганизуемой) организации по товарам (работам, услугам), приобретенным реорганизованной (реорганизуемой) организацией для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления, принимаемые к вычету, но не принятые реорганизованной (реорганизуемой) организацией к вычету на момент завершения реорганизации.

Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками в соответствии с пунктом 1 статьи 166 настоящего Кодекса при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, связанных с имуществом, предназначенным для осуществления операций, облагаемых налогом в соответствии с настоящей главой, стоимость которого подлежит включению в расходы (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.

Суммы налога, предъявленные налогоплательщику при проведении подрядчиками капитального строительства объектов недвижимости (основных средств), при приобретении недвижимого имущества (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), при приобретении иных товаров (работ, услуг) для осуществления строительно-монтажных работ, исчисленные налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, принятые к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению в случае, если указанные объекты недвижимости (основные средства) в дальнейшем используются для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 настоящего Кодекса, за исключением основных средств, которые полностью амортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у данного налогоплательщика прошло не менее 15 лет.

В случае, указанном в абзаце четвертом настоящего пункта, налогоплательщик обязан по окончании каждого календарного года в течение десяти лет начиная с года, в котором наступил момент, указанный в пункте 4 статьи 259 настоящего Кодекса, в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из десяти, отражать восстановленную сумму налога. Расчет суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет, производится исходя из одной десятой суммы налога, принятой к вычету, в соответствующей доле. Указанная доля определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не облагаемых налогом и указанных в пункте 2 статьи 170 настоящего Кодекса, в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (переданных) за календарный год. Сумма налога, подлежащая восстановлению, в стоимость данного имущества не включается, а учитывается в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 настоящего Кодекса.

В случае, если проведена модернизация (реконструкция) объекта недвижимости (основного средства), в том числе после истечения срока, указанного в абзаце четвертом настоящего пункта, приводящая к изменению его первоначальной стоимости, суммы налога по строительно-монтажным работам, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ при проведении модернизации (реконструкции), принятые к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению в случае, если указанные объекты недвижимости в дальнейшем используются для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 настоящего Кодекса.

В случае, указанном в абзаце шестом настоящего пункта, налогоплательщик обязан по окончании каждого календарного года в течение 10 лет начиная с года, в котором на основании пункта 4 статьи 259 настоящего Кодекса производится начисление амортизации с измененной первоначальной стоимости объекта недвижимости, в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из 10 лет, отражать восстановленную сумму налога. Расчет суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет, производится исходя из одной десятой суммы налога, принятой к вычету по строительно-монтажным работам, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ при проведении модернизации (реконструкции), в соответствующей доле. Указанная доля определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не облагаемых налогом и указанных в пункте 2 статьи 170 настоящего Кодекса, в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (переданных) за календарный год. Сумма налога, подлежащая восстановлению, в стоимость данного имущества не включается, а учитывается в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 настоящего Кодекса.

В случае, если до истечения срока, указанного в абзаце четвертом настоящего пункта, модернизируемый (реконструируемый) объект недвижимости исключается из состава амортизируемого имущества и не используется в деятельности налогоплательщика один год или несколько полных календарных лет, за эти годы восстановление сумм налога, принятых к вычету, не производится. Начиная с года, в котором на основании пункта 4 статьи 259 настоящего Кодекса производится начисление амортизации с измененной первоначальной стоимости объекта недвижимости, налогоплательщик обязан в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из оставшихся до окончания десятилетнего срока, указанного в абзаце пятом настоящего пункта, отражать восстановленную сумму налога. Расчет суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет, производится исходя из суммы налога, исчисленной как поделенная на количество лет, оставшихся до окончания десятилетнего срока, указанного в абзаце пятом настоящего пункта, разница между суммой налога, указанной в абзаце четвертом настоящего пункта, принятой к вычету, и суммой налога, полученной в результате сложения одной десятой суммы налога, указанной в абзаце пятом настоящего пункта, за годы, предшествующие полному календарному году, в котором по модернизируемому (реконструируемому) объекту недвижимости начисление амортизации не производится и объект недвижимости не используется в деятельности налогоплательщика, в соответствующей доле. Указанная доля определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не облагаемых налогом и указанных в пункте 2 статьи 170 настоящего Кодекса, в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (переданных) за календарный год. Сумма налога, подлежащая восстановлению, в стоимость этого имущества не включается, а учитывается в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 настоящего Кодекса. Расчет суммы налога, подлежащей восстановлению по строительно-монтажным работам, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ при проведении модернизации (реконструкции), осуществляется в порядке, установленном абзацем седьмым настоящего пункта.

Положения абзацев четвертого и шестого настоящего пункта не распространяются на операции, предусмотренные подпунктами 9.1 и 9.2 пункта 2 статьи 146 настоящего Кодекса.

7. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

В случае, если в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам.

8. Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

9. Исключен.

10. Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком в случае отсутствия документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса, по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса.

11. Вычетам у налогоплательщика, получившего в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал (фонд) имущество, нематериальные активы и имущественные права, подлежат суммы налога, которые были восстановлены акционером (участником, пайщиком) в порядке, установленном пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, в случае их использования для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой.

12. Вычетам у налогоплательщика, перечислившего суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

13. При изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цен (тарифов) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, вычетам у продавца этих товаров (работ, услуг), имущественных прав подлежит разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и после такого уменьшения.

При изменении в сторону увеличения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае увеличения цены (тарифа) и (или) увеличения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и после такого увеличения, подлежит вычету у покупателя этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Комментарий юриста:

В данной статье закрепляется право налогоплательщика на налоговые вычеты, которые осуществляются в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики по срокам. Так, если налогоплательщику были предъявлены суммы НДС либо он уплатил НДС при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ или при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения и временного ввоза и при этом товары (работы, услуги) приобретались им для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи, эти суммы подлежат вычету. Реальными и следовательно, фактически уплаченными должны признаваться только те суммы налога, которые оплачиваются налогоплательщиком за счет собственного имущества или собственных денежных средств. При этом передача собственного имущества (в том числе имущественных прав и ценных бумаг, включая векселя) приобретает характер реальных затрат лишь в двух случаях: если передаваемое имущество ранее было получено налогоплательщиком по возмездной сделке и на момент принятия к вычету сумм налога полностью им оплачено. Если же имущество оплачено не полностью, то к вычету можно принять сумму налога лишь в той доле, в какой налогоплательщиком оплачено переданное имущество. Деньги, которыми оплачен налог, должны быть получены в счет оплаты реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

В определении Конституционный Суд изложил свое видение "фактически уплаченных сумм налога" в конкретных ситуациях:

- при оплате заемными средствами;

- при оплате за счет безвозмездно полученного имущества;

- при зачете встречных требований.

При этом он прямо указал, что по договорам поставки, оплаченным за счет заемных средств (в том числе ценных бумаг и иного имущества), получить налоговый вычет по НДС можно только после возврата суммы займа. Очевидно, положения, предусмотренные статьей 807 Гражданского Кодекса, в соответствии с которыми деньги или имущество, полученные по договору займа, переходят в собственность заемщика, Конституционным Судом не были приняты во внимание, не учтено также и то, что очень трудно отследить, за счет каких средств произошла оплата. Ведь деньги, а тем более безналичные, являются обезличенным средством платежа. Поэтому утверждать со всей уверенностью, что налогоплательщик не понес реальных затрат на оплату, можно только в весьма ограниченных случаях. Например, при получении целевого займа, при перечислении суммы займа не на счет заемщика, а напрямую от заимодавца к поставщикам, происхождение денег можно определить, если на счетах налогоплательщика кроме заемных нет никаких иных средств. В остальных случаях проверить, какие именно деньги (реальные или нет) истратил налогоплательщик на данную конкретную покупку, будет весьма затруднительно. Так, если на банковском счете налогоплательщика, который взял не целевой заем, уже имеется несколько миллионов рублей, сумма займа при поступлении на счет налогоплательщика смешается с его собственными деньгами и выделить их из общей массы при оплате той или иной покупки невозможно.

По мнению Конституционного Суда РФ, ситуация с передачей поставщику в оплату за приобретенные товары (работы, услуги) имущества, денежных средств, ранее полученных безвозмездно, вообще не порождает у налогоплательщика права на налоговый вычет. Такая форма оплаты, по мнению Суда, не отвечает требованию о необходимости реальных затрат налогоплательщика на оплату начисленных поставщиком сумм налога - ведь налогоплательщик ни копейки не истратил для приобретения имущества, которым он оплатил продукцию. На практике данный подход означает, что о праве на вычет входного НДС можно забыть, если товары (работы, услуги) оплачены средствами, полученными в качестве бюджетного финансирования, что, однако, Налоговым кодексом не запрещено. Не будет права на налоговый вычет и в том случае, если, к примеру, расчет с поставщиками осуществляется деньгами, полученными от материнской (дочерней) компании. Точно такой же подход применяется к зачету встречных требований. Так, уступка права требования, не оплаченного налогоплательщиком предыдущему кредитору, не означает, что начисленные поставщиком суммы налога фактически оплачены. По мнению КС РФ, подобный зачет в своем основании не имеет реальных затрат налогоплательщика на оплату налога. Право на вычет появляется, с точки зрения КС РФ, только при выполнении налогоплательщиком такого обязательного условия, как оплата предыдущему кредитору полученного от него права требования.

Таким образом, КС РФ в своем определении вводит новые понятия "фактически уплаченные суммы налога", "реальные затраты", отсутствующие в ранее действующем законодательстве - Налоговом и Гражданском кодексах. Следует отметить непоследовательность суда при определении, например, фактически уплаченных сумм налога. Так, в постановлении от 20 февраля 2001 года № 3-П он постановил, что под фактически уплаченными поставщиками суммами налога подразумеваются реально понесенные налогоплательщиком затраты (в форме отчуждения части имущества в пользу поставщика) на оплату начисленных поставщиком сумм налога. Это постановление позволяло арбитражным судам вставать на сторону налогоплательщиков при разрешении споров о возможности принятия к вычету сумм НДС по товарам (работам, услугам), оплаченным заемными средствами. Аргументация судов заключалась в том, что имущество (в том числе деньги), полученное по договору займа, поступает в собственность налогоплательщика. Поэтому передача (перечисление) этих средств поставщику в оплату товаров (работ, услуг) является отчуждением имущества налогоплательщика в пользу поставщика, т.е. налицо реальные затраты, понесенные налогоплательщиком. Кроме того, в отличие от рассмотренного выше определения КС РФ от 8 апреля 2004 года № 169-0 постановление КС РФ от 20 февраля 2001 года № 3-П значительно упрощало принятие к вычету НДС по сделкам, оплаченным не денежными средствами (например, векселем, зачетом).

Налоговые агенты - покупатели товаров (работ, услуг) у иностранных лиц имеют право на вычеты сумм налога, удержанных из доходов данных налогоплательщиков - иностранных лиц. Однако такое право возникает у налогового агента, если суммы НДС исчислены отдельно по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ (статья 161 Налогового Кодекса РФ) и если эти товары (работы, услуги) приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового Кодекса РФ, или для перепродажи. В соответствии с Налоговым Кодексом не удержание налоговым агентом сумм налога у налогоплательщика не препятствует взысканию недоимки с налогового агента (статья 46 Налогового Кодекса РФ). Налогоплательщик - иностранное лицо также вправе уменьшить общую сумму НДС на установленные налоговые вычеты или возместить НДС из бюджета после уплаты налоговым агентом НДС, удержанного из доходов данного налогоплательщика, и только в той части, в которой приобретенные или ввезенные товары (работы, услуги) использованы при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), реализованных удержавшему налог налоговому агенту. При этом право на вычет или возврат налогоплательщик - иностранное лицо сможет реализовать при условии постановки на учет в налоговых органах РФ.

Налогоплательщику предоставлено право осуществлять вычеты сумм НДС, предъявленных продавцом покупателю и уплаченных продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них. По вопросам гарантийных сроков следует руководствоваться положениями гражданского законодательства, в соответствии с которыми изготовитель вправе устанавливать на товар гарантийный срок, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель (продавец) обязан удовлетворить требования потребителя, установленные статьей 18 Закона о защите прав потребителей. Продавец может установить на товар дополнительный гарантийный срок сверх гарантийного срока, установленного изготовителем, но если гарантийный срок изготовителем не установлен - установить гарантийный срок сверх сроков, предусмотренных статьей 19 Закона о защите прав потребителей. Требования, которые потребитель вправе предъявить к продавцу в случае обнаружения недостатка товара в течение установленного продавцом гарантийного срока, порядок и сроки удовлетворения этих требований, а также ответственность продавца предусматриваются договором между потребителем и продавцом. В данном случае речь идет о договорной гарантии.

 

Rambler's Top100