Joomla TemplatesWeb HostingFree Money

Статья 116 Налогового кодекса РФ

Официальный текст:

Статья 116. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе

1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Комментарий юриста:

Глава 16 Налогового Кодекса РФ устанавливает конкретные виды налоговых правонарушений и меры ответственности, применяемые за их совершение. В статье 116 устанавливается ответственность налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей) за нарушение сроков подачи заявлений о постановке на учет в налоговом органе. Форма вины в данном случае не играет роли - нарушение может быть совершено в форме умысла или неосторожности. Само деяние представляет собой бездействие, которое выражается в не подаче заявления о постановке на учет в налоговом органе в срок, установленный законом. Следует иметь в виду, что данное правонарушение считается оконченным с момента истечения срока для подачи заявления.

Правила статьи 83 Налогового Кодекса РФ, за несоблюдение которых установлена указанная выше ответственность, предусматривают обязанность налогоплательщика-организации и налогоплательщика - индивидуального предпринимателя подать заявление о постановке на налоговый учет в каждом из оговоренных этой статьей мест: по месту нахождения (жительства) самого налогоплательщика, по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщика-организации, по месту нахождения принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств. Статья 83 регламентирует порядок постановки на налоговый учет самих налогоплательщиков, а не принадлежащего им имущества.

На налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных указанной статьей оснований, не может быть возложена ответственность за не подачу заявлений о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию. Необходимо отметить, что ранее действовавшее налоговое законодательство не устанавливало для налогоплательщиков специальной ответственности за нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе. В том случае, если налоговыми органами выявлялся потенциальный налогоплательщик, не состоящий на налоговом учете и соответственно не уплачивающий налоги, к нему могли быть применены финансовые санкции, связанные лишь с фактическим не поступлением в бюджет налогов.

Налоговый кодекс предполагает, что налогоплательщик должен нести ответственность за сам факт не постановки на налоговый учет вне зависимости от того, повлекло ли данное обстоятельство негативные последствия для бюджета или нет. В то же время установлены не только сроки, но и порядок, в соответствии с которым налогоплательщик обязан встать на учет не только по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя, но и по месту нахождения всех обособленных подразделений организаций и имущества, подлежащего налогообложению.

Следует иметь в виду, что постановка на учет по инициативе налогового органа не освобождает налогоплательщика от ответственности за нарушение им срока постановки на налоговый учет (постановление Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 года № 5). Налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства об учете налогоплательщиков, о постановке на учет, переучете и снятии с учета налогоплательщиков, об идентификационных номерах налогоплательщиков, об учете сведений о счетах налогоплательщиков в кредитных организациях, о подготовке дел о правонарушениях, связанных с учетом налогоплательщиков, составление и ведение Единого государственного реестра налогоплательщиков.

Проводя в установленном порядке камеральные налоговые проверки по учету налогоплательщиков, налоговые органы взаимодействуют с территориальными органами Минюста России, Минфина России, Банка России, МВД России, Госкомстата России, других министерств и ведомств, а также с внебюджетными фондами, кредитными организациями в части получения и использования в работе информации по учету налогоплательщиков.

 

Rambler's Top100