Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

secure-hosting-160x600

Статья 106 Налогового кодекса РФ

Официальный текст:

Статья 106. Понятие налогового правонарушения

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Комментарий юриста:

К налоговым относятся правонарушения, которые касаются налоговой системы непосредственно. Правонарушения, косвенно связанные с налоговыми отношениями, налоговыми не являются. Так, если должностное лицо незаконно выдает налогоплательщику документ, дающий право на налоговую льготу, действие такого лица должно рассматриваться как должностное, а не налоговое правонарушение. Наоборот, действия налогоплательщика, направленные на неправомерное освобождение от уплаты налога, должны квалифицироваться как соответствующее налоговое правонарушение, а не как уголовное (мошенничество и т.п.). Необходимо учитывать, что актом налогового законодательства может быть установлена ответственность как за налоговые правонарушения, так и за правонарушения, хотя и не налоговые, но так или иначе затрагивающие нормы законодательства о налогах. Например, статья 128 Налогового Кодекса РФ устанавливает ответственность за неявку или уклонение от явки без уважительных причин лица, вызванного по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля. Статьей 129 Налогового Кодекса РФ установлена ответственность эксперта, переводчика или специалиста за отказ в проведении налоговой проверки, дачу заведомо ложного заключения, ложный перевод. Очевидно, что эти правонарушения препятствуют реализации норм налогового законодательства, однако являются правонарушениями против порядка управления, правосудия.

Не всякое нарушение налогового законодательства может быть основанием для привлечения лица к юридической ответственности. Основанием юридической ответственности является такое поведение, которое имеет, во-первых, все предусмотренные законом признаки наказуемого деяния и, во-вторых, все предусмотренные законом элементы состава правонарушения. Выделяют следующие правовые признаки деяния, влекущего применение мер ответственности. Во-первых, противоправность действия или бездействия, т.е. несоблюдение правовой нормы. Действия, хотя и причиняющие определенный ущерб защищаемым общественным отношениям, но не сопряженные с нарушением законодательства, не являются правонарушениями. Например, сокращение сумм налоговых платежей с использованием различных "лазеек" в законе, явившихся следствием просчетов законодателя, хотя и не поощряется, но не может преследоваться как противоправное деяние. Во-вторых, виновность лица, нарушившего закон. Вина нарушителя выражается либо в умышленном характере его действий, либо в проявленной им неосторожности. Вина, как и любой из других признаков правонарушения, - необходимое условие привлечения лица к юридической ответственности за нарушения налогового законодательства. Отсутствие вины в действиях лица, даже если эти действия противоправны, исключает применение к нему санкций.

Например, непредставление налоговой декларации в установленный законом срок в результате тяжелой болезни налогоплательщика не влечет взыскания штрафа, так как налогоплательщик не виновен в допущенном им нарушении требований нормативного акта. В-третьих, причинная связь противоправного действия и вредных последствий. Вредные последствия должны быть следствием именно тех деяний, которые указаны в законе. Отсутствие такой связи исключает применение соответствующих мер ответственности. Например, условием применения санкции статьи 120 Налогового Кодекса РФ является не доплата налога. Для применения этой санкции должны быть установлены как недоимка, так и то, что она образовалась именно из-за занижения налоговой базы в результате грубого нарушения правил учета доходов и расходов, объектов налогообложения. В-четвертых, наказуемость действия или бездействия. Законодательством должна быть установлена конкретная санкция за совершение правонарушения. Если за совершение противоправных деяний взыскание не установлено, привлечение лица к правовой ответственности исключено. В большинстве случаев отсутствие санкций за противоправные действия или бездействие объясняется просчетами законодателя, низким уровнем законодательной техники.

Например, Закон о налоге на прибыль возлагал на российские предприятия, выплачивающие доходы иностранным юридическим лицам, обязанность в определенных случаях рассчитывать, удерживать и перечислять в бюджет налог с доходов иностранных лиц. Однако ответственность за невыполнение этой обязанности Закон не установил. Попытки налоговых органов самостоятельно исправить положение и установить взыскание были признаны судами незаконными. Просчеты, которые приводят к подобным ситуациям, недопустимы, так как это подрывает уважение к закону, а в результате не достигаются его цели. Нарушитель законодательства оказывается в лучшей ситуации, чем лицо, добросовестно выполняющее правовые требования. Ошибка была исправлена с введением Налогового кодекса, установившего санкции за невыполнение налоговым агентом возложенных на него законом обязанностей. Вышеперечисленные признаки свойственны всем правонарушениям налогового законодательства. Однако у каждого конкретного нарушения есть свой собственный фактический состав, который является основанием юридической ответственности. Состав нарушения налогового законодательства - это условия, закрепленные в законе, при наличии которых в совокупности деяние участников налоговых отношений оценивается как нарушение, влекущее наложение взысканий.

Элементами состава нарушения налогового законодательства являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Налоговые правонарушения не сводятся только к нарушениям, допускаемым налогоплательщиками, - незаконному уклонению от уплаты налогов, хотя это основной вид нарушений налогового законодательства. Можно выделить следующие группы нарушений в зависимости от объекта правонарушения:

- правонарушения против системы налогов;
- правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков;
- правонарушения против исполнения доходной части бюджетов;
- правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщиков;
- правонарушения против контрольных функций налоговых органов;
- правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности;
- правонарушения против обязанностей по уплате налогов.

Внутри родовых объектов правонарушений выделяются непосредственные объекты - те, против которых прямо и непосредственно направлены деяния правонарушителей. Непосредственный объект правонарушения позволяет судить о характере и общественной опасности поступка. Этот элемент определяет конструкцию всего состава правонарушения, обусловливает выбор взысканий. При анализе конкретных нарушений налогового законодательства правильное определение объекта правонарушения имеет важное значение для квалификации деяния. Правонарушения, обладающие одинаковыми признаками, квалифицируются различно в зависимости от их объекта. Например, непредставление налоговой декларации в одном случае может быть связано с неуплатой или несвоевременной уплатой налога, а в другом - нет (например, если налог полностью уплачен в авансовой форме). В первом случае объектом правонарушения являются обязанности по уплате налога и ответственность наступает по статье 119 Налогового Кодекса РФ. Во втором случае объект правонарушения - обязанности по представлению налоговой отчетности, правонарушение направлено против контрольных функций налоговых органов. Ответственность в этом случае наступает по статье 126 Налогового Кодекса РФ.

В то же время в разных составах правонарушений может быть один объект правонарушения. Для разграничения таких правонарушений недостаточно установить признаки объекта посягательства, а необходимо уяснить содержание иных элементов состава правонарушения. Например, обязанности по уплате налогов выступают в качестве объекта посягательства разных правонарушений. Для их разграничения необходимо установить, какие конкретные деяния привели к нарушению обязанностей по уплате налогов. "Без вины нет ответственности" - основополагающий принцип юридической ответственности. Его применимость к ответственности за налоговые правонарушения не должна подвергаться сомнению. Конституционный Суд РФ в пункте 5 постановления от 17 декабря 1996 года № 20-П указал, что налоговое правонарушение есть "предусмотренное законом виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. При производстве по делам о налоговом правонарушении подлежит доказыванию как сам факт совершения такого правонарушения, так и степень вины налогоплательщика". Только при наличии вины в действиях налогоплательщика (должностных лиц налогоплательщика-предприятия) можно говорить о правонарушении.

Нельзя принять справедливое решение по делу без рассмотрения вопроса о вине нарушителя закона. Эти положения были учтены в части первой Налогового Кодекса: статья 106 устанавливает, что налоговым правонарушением является только виновное действие или бездействие налогоплательщика, налогового агента или их представителя. Поэтому при обнаружении в ходе проведения проверок нарушений налогового законодательства налоговые органы в актах проверок должны фиксировать не только сам факт нарушения, указывать нарушенные законы, но и обстоятельства, позволяющие судить о вине налогоплательщика в совершении правонарушения.

 

Rambler's Top100