Joomla TemplatesWeb HostingFree Money

Статья 77 Налогового кодекса РФ

Официальный текст:

Статья 77. Арест имущества

1. Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.

Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

2. Арест имущества может быть полным или частичным.

Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

3. Арест может быть применен только для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, пеней, штрафа за счет имущества налогоплательщика-организации не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации или его электронных денежных средств либо при отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации или информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств.

3.1. В целях обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов участником договора инвестиционного товарищества - управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье - управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества) на общее имущество товарищей, а также на имущество всех управляющих товарищей может быть наложен арест.

Решение о наложении ареста может быть принято в отношении общего имущества товарищей, а при отсутствии или недостаточности такого имущества в отношении имущества всех управляющих товарищей (при этом в первую очередь такое решение принимается в отношении имущества управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета).

Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по месту нахождения управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей и имущество управляющих товарищей может быть принято не ранее принятия решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах инвестиционного товарищества, лиц, являющихся управляющими товарищами, либо при отсутствии информации о счетах указанных лиц.

4. Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика-организации.

5. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов.

6. Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления.

7. Арест имущества налогоплательщика-организации производится с участием понятых. Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику-организации (его законному и (или) уполномоченному представителю) присутствовать при аресте имущества.

Лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а также налогоплательщику-организации (его представителю) разъясняются их права и обязанности.

8. Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

9. Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить налогоплательщику-организации (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия.

10. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности - их стоимости.

Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-организации (его представителю).

11. Руководитель (его заместитель) налогового или таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест.

12. Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной статьей 125 настоящего Кодекса и (или) иными федеральными законами.

12.1. По просьбе налогоплательщика-организации, в отношении которого было принято решение о наложении ареста на имущество, налоговый орган вправе заменить арест имущества на залог имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса.

13. Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога, пеней и штрафов или заключении договора о залоге имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса.

Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым или таможенным органом или судом.

Налоговый (таможенный) орган уведомляет налогоплательщика об отмене решения об аресте имущества в течение пяти дней после дня принятия данного решения.

14. Правила настоящей статьи применяются также в отношении ареста имущества налогового агента - организации и плательщика сбора - организации и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

15. Правила, установленные настоящей статьей, применяются с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом в отношении обеспечения уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

Арест имущества участников консолидированной группы налогоплательщиков производится в той же последовательности, в которой налоговым органом осуществляется процедура обращения взыскания на имущество налогоплательщика в соответствии с пунктом 11 статьи 47 настоящего Кодекса.

Комментарий юриста:

Арест имущества - это способ обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Арестом признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации, налогового агента - организации или плательщика сборов - организации в отношении его имущества. Одним из органов, уполномоченных принимать решение об аресте имущества, данная статья называет и таможенный орган. Однако это не означает, что решение об аресте имущества может быть принято при неисполнении обязанности по уплате таможенных платежей. В статье 77 четко определено, что решение об аресте имущества может быть принято лишь при неисполнении обязанности по уплате налога и в обеспечение решения о взыскании именно налога за счет имущества организации - налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора. Необходимо отметить, что арест может быть применен только в отношении организации или налогоплательщика, или налогового агента, или плательщика сборов. Возможность наложения ареста на имущество не зависит от того, у кого оно находится - у лица, не исполнившего обязанность по уплате, перечислении налога или сбора, или у третьих лиц. Статья 77 указывает на имущество, подлежащее аресту, которое находится в собственности организации. Однако в соответствии со статьей 216 Гражданского Кодекса РФ вещными наряду с правом собственности являются право хозяйственного ведения и право оперативного управления (статья 294, статья 296 Гражданского Кодекса РФ).

Для наложения ареста необходимо одновременное наличие двух обстоятельств. Первое - неисполнение налогоплательщиком-организацией, налоговым агентом - организацией или организацией - плательщиком сбора в установленные сроки обязанности по уплате налога. И второе - наличие у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанные лица предпримут меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество. Законодатель не определяет оснований, которые могут считаться достаточными, оставляя это на усмотрение налоговых или таможенных органов. В то же время в целях реализации прав, предоставленных налоговым органам статьей 77, приказом МНС России от 31 июля 2002 года № БГ-3-29/404 были утверждены Методические рекомендации по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика в обеспечение обязанности по уплате налога, согласованные с Генеральной прокуратурой РФ. В пункте 3 Методических рекомендаций определен примерный перечень оснований, свидетельствующих о том, что налогоплательщик (плательщик сборов) или налоговый агент (должностные лица налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента - организации) предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество. В частности, рекомендуется принимать во внимание одно из нижеследующих оснований:

- наличие на балансе налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента движимого имущества, в том числе ценных бумаг, денежные средства от реализации которого достаточны для погашения более 25% суммы не уплаченного налога;

- наличие на балансе налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента дебиторской задолженности, возможной к взысканию, если налогоплательщик (плательщик сборов) или налоговый агент не принимает мер к взысканию в установленном законом порядке в течение более одного квартала;

- размер общей суммы задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (с учетом штрафов и пени), в том числе отсроченной (рассроченной) к уплате, превышает 50% балансовой стоимости имущества налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента;

- получение налоговым органом сведений из органов прокуратуры, внутренних дел и из иных официальных источников, свидетельствующих о выводе (сокрытии) активов организации или о намерении должностных лиц налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента организации скрыться;

- анализ должностными лицами налогового органа деятельности налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, позволяющий сделать вывод о возможном уклонении от уплаты налога, например: систематическое уклонение налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента от явки в налоговый орган, организацией-налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом срочной распродажи имущества или переоформление имущества на подставных лиц, участие посреднических фирм в расчетах налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента за его продукцию, аккумулирование средств налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента на счетах других юридических лиц;

- иные обстоятельства и сведения, которые могут быть признаны налоговым органом основанием для наложения ареста, в том числе:    

- неисполнение налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки;

- получение налоговым органом сведений о фактах сокрытия выручки от реализации товаров (работ, услуг) за прошлые налоговые периоды, по которым наступил срок уплаты налога;

- получение налоговым органом сведений о фактах неуплаты косвенных налогов за прошлые налоговые периоды или о фактах необоснованного возмещения сумм косвенных налогов из бюджета;

- несовпадение местонахождения имущества организации-должника с его юридическим адресом;

- руководитель организации-должника выступает учредителем нового юридического лица и осуществляет передачу имущества руководимого им юридического лица в качестве уставного капитала вновь создаваемой организации;

- юридическое лицо не представляет в налоговые органы необходимые для расчета налогов документы два и более отчетных периода и при этом невозможно найти руководство юридического лица по указанному в учредительных документах адресу.

Наличие хотя бы одного из перечисленных в пункте 3 Методических рекомендаций обстоятельств при неисполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом обязанности по уплате налога в установленный срок является основанием для вынесения решения о наложении ареста на имущество указанного налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента.

Пунктом 7 Методических рекомендаций определено содержание постановления о наложении ареста на имущество налогоплательщика или налогового агента. В частности, оно должно, содержать:

1) фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, вынесшего постановление;
2) дату вынесения и номер постановления;
3) наименование и адрес налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента;
4) ссылку на закон, устанавливающий порядок уплаты конкретных налогов;
5) сумму недоимки по налогам и иным обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на которую должно быть арестовано имущество;
6) вид ареста (полный или частичный);
7) перечень имущества, подлежащего аресту;
8) основания, позволяющие полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Постановление подписывается должностным лицом и заверяется гербовой печатью налогового органа. При наложении частичного ареста постановление должно содержать порядок распоряжения налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом арестованным имуществом, устанавливающий обязательность обращения налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в налоговый орган за разрешением на отчуждение, в том числе по договорам залога, аренды арестованного имущества. Постановление должно предусматривать предупреждение налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента об ответственности за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом. Методическими рекомендациями предусмотрено, что налоговый орган не позднее дня, следующего за днем получения санкции прокурора, вручает постановление об аресте имущества налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту либо его представителю под расписку или направляет его по почте заказным письмом. Налоговый кодекс не устанавливает обязанности по наложению ареста на имущество. Такие действия налоговых или таможенных органов являются их правом при наличии вышеуказанных условий.

Под имуществом в Налоговом Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом. Статья 128 Гражданского Кодекса РФ относит к объектам гражданских прав вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информацию; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Представляется, что к имуществу, которое может быть арестовано, относятся и наличные денежные средства, находящиеся в кассе организации. Тем более что статья 47 Налогового Кодекса РФ предполагает взыскание налога и за счет наличных денежных средств организации. Арест может быть полным или частичным. Полный арест предполагает такое ограничение прав организации, при котором она не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Частичный же арест - это такое ограничение прав организации в отношении ее имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Для определения объема правомочий собственника необходимо обратиться к положениям гражданского законодательства. Так, в соответствии со статьей 209 Гражданского Кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. То есть собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Арест может быть наложен на все имущество организации, однако размер его ограничен частью имущества, которая необходима и достаточна для исполнения обязанности по уплате налога. То есть закон ограничивает объем имущества, в отношении которого налоговый или таможенный орган может наложить арест, суммой недоимки по налогу. Статья 77 определяет процедуру, в рамках которой налоговый или таможенный орган должен производить арест имущества. Условно ее можно разделить на несколько этапов.

В связи с тем что арест имущества может быть применен только для обеспечения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика-организации в соответствии со статьей 47 Налогового Кодекса РФ, ему обязательно должно предшествовать вынесение налоговым или таможенным органом решения о взыскании налога за счет имущества, налогоплательщика-организации. Первый этап - вынесение руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа решения в форме постановления налогового или таможенного органа об аресте. Для проведения ареста необходима санкция прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов - организации в отношений имущества каждого из названных субъектов. Второй этап - действия, предваряющие арест. К ним относятся предъявление должностными лицами налогового или таможенного органа, уполномоченными произвести арест имущества, установленного статьей 77 перечня документов, приглашение понятых, специалистов; разъяснение присутствующим лицам, участвующим в аресте имущества, их прав и обязанностей.

Таким образом, перед началом производства ареста должностные лица налогового или таможенного органа, производящего арест, должны предъявить представителям организации, у которых производится арест, документы: решение о наложении ареста, санкция прокурора, документы, удостоверяющие полномочия должностных лиц, производящих арест. Следовательно, если какие-либо из перечисленных документов не представлены, - налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент может не подчиниться требованиям, которые при таких условиях расцениваются как неправомерные и не допустить проведения ареста. Если арест все же будет произведен без надлежащих документов, соответствующие действия должностных лиц могут обжалованы в вышестоящий налоговый или таможенный орган или в судебном порядке. Участие понятых является обязательным условием проведения ареста. При аресте имущества также должны присутствовать законные или уполномоченные представители организации - налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов. Должностные лица органа, производящего арест имущества, не вправе отказать организации в реализации этого права. Кроме того, при осуществлении процедуры ареста, могут присутствовать специалисты.

Всем лицам, участвующим в этом процессуальном действии, должностные лица органа, производящего арест, должны разъяснить их права и обязанности. Следует отметить, что статья 77 не устанавливает срок, в течение которого производится арест имущества. В то же время Методическими рекомендациями предусмотрено, что арест имущества производится налоговым органом в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения санкции органа прокуратуры. Третий этап - непосредственно сам арест и составление протокола в процессе ареста. Производство ареста обязательно должно быть оформлено протоколом об аресте имущества. Форма и обязательные реквизиты такого протокола не определены, в том числе и в Методических рекомендациях. Единственными положениями, касающимися содержания протокола, являются нормы Методических рекомендаций о подписании протокола должностным лицом, производящим арест, понятыми, специалистами (при их участии в проведении ареста), а также налогоплательщиком (его представителем), а при отказе должностного лица или кого-либо из числа вышеперечисленных лиц от подписания протокола - об отражении данного факта в протоколе, а также о предупреждении налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента об ответственности за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом.

В протоколе об аресте имущества или прилагаемой к нему описи обязательно должно быть перечислено и описано имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности и их стоимости. Методические рекомендации закрепляют обязательность определения стоимости имущества. Так, предусмотрено, что при невозможности определения балансовой стоимости имущества его стоимость определяется должностным лицом, производящим арест, с учетом мнения специалиста (при участии такового в проведении ареста) или специализированной организации. Все предметы, подлежащие аресту, обязательно должны быть предъявлены понятым и представителям организации - налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов. Кроме того, Методическими рекомендациями определен порядок вручения протокола налоговым органом. Он должен быть вручен налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту (его представителю) под расписку не позднее дня, следующего за днем составления протокола. В случае нахождения имущества, подлежащего аресту, не в одном месте допускается составление нескольких протоколов об аресте.

Временем действия решения об аресте имущества обязанного лица является период с момента наложения ареста до его отмены в установленном Налоговым кодексом порядке. Четвертый, завершающий этап - отмена ареста решением налогового или таможенного органа, наложившего арест, или вышестоящим налоговым или таможенным органом, судом общей юрисдикции или арбитражным судом. Уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа арест отменяется при исполнении обязанности по уплате налога. Арест прекращается также в результате взыскания налога за счет арестованного имущества. Решение об отмене ареста оформляется постановлением, которое в течение трех рабочих дней направляется (вручается) органу прокуратуры, давшему санкцию на арест имущества. Постановление об отмене ареста должно содержать:

1) фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, вынесшего постановление;
2) дату принятия и номер постановления о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента;
3) основания вынесения постановления;
4) перечень имущества, на которое был наложен арест;
5) дату вынесения постановления.

Постановление об отмене ареста подписывается руководителем налогового органа (его заместителем), заверяется гербовой печатью налогового органа и доводится до сведения налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента.

 

Rambler's Top100