Joomla TemplatesWeb HostingFree Money

Статья 40 Налогового кодекса РФ

Официальный текст:

Статья 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения

1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

2. Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

1) между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

3. В случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4 - 11 настоящей статьи. При этом учитываются обычные при заключении сделок между не взаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:

сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

4. Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

5. Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации.

6. Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.

При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.

7. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

Абзац исключен.

8. При определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.

9. При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.

10. Исключен.

10. При отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

11. При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.

12. При рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в пунктах 4 - 11 настоящей статьи.

13. При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

14. Положения, предусмотренные пунктами 3 и 10 настоящей статьи, при определении рыночных цен финансовых инструментов срочных сделок и рыночных цен ценных бумаг применяются с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 настоящего Кодекса "Налог на доходы физических лиц" и главой 25 настоящего Кодекса "Налог на прибыль организаций".

Комментарий юриста:

Данная статья устанавливает презумпцию соответствия цены, указанной сторонами сделки, уровню рыночных цен, а также способы опровержения налоговыми органами этой презумпции. Прежде всего необходимо отметить, что при первых же попытках осуществить "контроль за правильностью применения цен по сделкам" налоговые органы столкнулись с непреодолимыми проблемами правоприменения. Выяснилось, что отсутствие в большинстве положений статьи 40 строгих дефиниций, установление ими лишь общих подходов к правилам определения рыночной цены способно существенно затруднить, а в ряде случаев сделать невозможным контроль за ценообразованием для целей налогообложения. На данный момент это составляет проблему, скорее, налоговых органов, нежели налогоплательщиков, поскольку в силу общего процессуального установления обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия акта, решения, оспариваемого налогоплательщиком в суде, возлагается на налоговый орган, принявший оспариваемый акт, решение.

Следует признать, что ответов на многочисленные вопросы, порождаемые формулировками статьи 40, не содержат ни акты законодательства о налогах и сборах, ни нормативные правовые акты смежных отраслей законодательства, ни правоприменительная практика судов. Представляется, что единственно возможный способ решения данной проблемы - уточнение и дополнение действующих нормативных положений о порядке определения и признания рыночной цены для целей осуществления налогового контроля. Само по себе применение налогоплательщиками цен, отклоняющихся от рыночных цен идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20%, не может служить основанием для проведения мероприятий налогового контроля, и уж тем более доначисления налога и пени. Такое отклонение должно сопровождаться наличием хотя бы одного из обстоятельств, указанных в статье 40, содержащем исчерпывающий перечень случаев, когда налоговый орган вправе проверять правильность применения цен:

1) по сделкам между взаимозависимыми лицами. При определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание только сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. На практике нередко приходится сталкиваться с ситуациями (классический пример - сырьевые компании), когда товары реализуются только взаимозависимым лицам, проходя цепочку от добывающей компании к экспортеру. Получается, что до появления в законодательстве о налогах и сборах специальных указаний относительно подобных случаев, такие сделки выпадают из сферы налогового контроля ввиду отсутствия базы для сравнения применяемых налогоплательщиками цен - определить реальную рыночную цену в таких случаях, как правило, не представляется возможным, поскольку однородные (тем более, идентичные) товары на всей территории РФ реализуются только взаимозависимым лицам;

2) по товарообменным (бартерным) операциям. В случае если товар обменивается на работу или услугу, действие статьи 40 не может быть распространено ни на применение цен налогоплательщиком, передающим товар, ни на его контрагента, выполняющего работу или оказывающего услугу. Данный вывод следует из пункта 1 статьи 567 Гражданского Кодекса РФ, согласно которому по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. Получается, что применение цен по сделкам, совершаемым по схеме "работа на товар" и "услуга на товар", налоговым органам не подконтрольно;

3) при совершении внешнеторговых сделок. Понятие таких сделок законодательством о налогах и сборах не определено. Анализ определений понятий "экспорт" и "импорт", содержащихся в статье 2 Закона об основах регулирования внешнеторговой деятельности, позволяет предположить, что сделка может считаться внешнеторговой, если в ходе ее исполнения имеет место пересечение товаром таможенной границы РФ. В таком случае возникает ряд вопросов: а как быть со сделками, в которых контрагентом является лицо, постоянное место-пребывание которого - территория другого государства, однако товар не перемещается (к примеру, если речь идет о недвижимости)? Подобные сделки, по всей видимости, также выпадают из сферы налогового контроля, пока в законодательстве о налогах и сборах не будет прямо установлено иное;

4) при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. Осуществление контроля за применением цен по сделкам для целей налогообложения представляется весьма затруднительным и в данном случае, поскольку действующими актами законодательства о налогах и сборах не определены такие необходимые элементы налогового контроля, как:

- содержание понятия "непродолжительный период времени". По всей видимости, критерии непродолжительности временного периода существенно зависят от специфики реализуемых товаров (работ, услуг). К примеру, цены на сырьевые товары подвержены куда большим колебаниям на одном и том же отрезке времени, нежели цены на потребительские товары. Следовательно, подход к решению этого вопроса не может быть стандартным;

- порядок определения уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам. Это может быть, например, средневзвешенная цена товара, определенная за непродолжительный период времени, среднеарифметическая величина минимальной и максимальной цены товара за тот же период, какая-либо иная величина;

- дата определения уровня рыночных цен (дата заключения сделки, дата ее исполнения продавцом или покупателем, дата признания выручки от реализации товара для целей налогообложения, какая-либо иная дата).

Пунктом 9 постановления от 28 февраля 2001 года № 5 Пленум ВАС РФ разъяснил: "Согласно абзацу шестому пункта 1 статьи 45 Налогового Кодекса РФ в том случае, когда доначисление налога обусловлено изменением налоговым органом юридической квалификации совершенных налогоплательщиком сделок или статуса и характера деятельности налогоплательщика, взыскание с организации-налогоплательщика доначисленных сумм может быть произведено только в судебном порядке. При применении данной нормы судам необходимо учитывать, что указанное положение не распространяется на случаи доначисления налога по правилам статьи 40, поскольку корректировка исходных цен, используемых для целей исчисления налоговой базы, не может быть расценена как изменение юридической квалификации соответствующих сделок или статуса и характера деятельности налогоплательщика".

 

Rambler's Top100