Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

secure-hosting-160x600

Статья 8 Налогового кодекса РФ

Официальный текст:

Статья 8. Понятие налога и сбора

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Комментарий юриста:

Понятие "налог" употребляется как в конституционном праве (статьи 57, 71, 72, 75, 104, 106, 132 Конституции РФ), так и в финансовом (налоговом) праве. Конституционно-правовое понятие "налог" предопределяет его содержание в законодательстве о налогах и сборах. Содержание этого понятия предполагает:

1) выявление существенных черт данного обязательного платежа;
2) ограничение налогов от иных, не налоговых платежей;
3) решение вопроса о том, является ли налог способом финансового обеспечения деятельности государства или же средством достижения каких-либо управленческих задач.

Налог представляет собой прежде всего денежный платеж. Налоги следует отличать от не налоговых платежей. Впервые это понятие было использовано в постановлении РФ от 17 июля 1998 года № 22-П (СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3800; ВКС РФ. 1998. № 6), которым плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам, установленная постановлением Правительства РФ, была признана не налоговым платежом. Рассматривая правовую природу этой платы, Конституционный Суд указал, что она имеет целевую направленность - предназначена для возмещения особых расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог. Целевую направленность могут иметь и налоговые платежи, в частности налоги, зачисляемые в Федеральный дорожный фонд. Однако плата, введенная оспариваемым постановлением Правительства РФ, хотя и зачисляется в этот фонд, в отличие от других поступающих в него платежей имеет определенную специфику, обусловленною ее объектом, - перевозкой именно тяжеловесных грузов.

Признаком, отличающим сборы от налогов, является то, что уплата сбора, взимаемого с организаций и физических лиц, является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений. Примером такого рода обязательных платежей является сбор за пограничное оформление при осуществлении пограничного контроля. Совершение государственных расходов не должно быть обусловлено поступлением отдельных налоговых платежей. Вместе с тем в определенных случаях налоговый платеж может носить целевую направленность, обусловленную интересами определенных групп населения либо отраслей хозяйства или ведомств. Так, в соответствии со статьей 44 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" средства, полученные от взимания сбора за пограничное оформление, поступали в целевой федеральный бюджетный фонд развития Федеральной пограничной службы.

К сборам относятся государственная пошлина и таможенная пошлина. Однако к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом РФ.

 

 

Rambler's Top100