Joomla TemplatesWeb HostingFree Money

Статья 353 Трудового кодекса РФ

Официальный текст:

Статья 353. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Комментарий юриста:

В соответствии со статьей 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда является одной из гарантий реализации права работников на здоровье и безопасные условия труда, а также одновременно способом защиты трудовых прав. Россия в 1998 году ратифицировала Конвенцию МОТ № 81 об инспекции труда (1947 года) и Протокол 1995 года к данной Конвенции (Федеральный закон от 11.04.1998 № 58-ФЗ), в связи с чем обязалась иметь систему инспекций труда, инспекторы которых обязаны обеспечивать соблюдение трудового законодательства, включая нормы об охране труда. В целях реализации указанных международных обязательств в России образована и функционирует федеральная инспекция труда, осуществляющая государственный надзор и контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде во всех организациях на территории РФ.

Постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 № 156 "Вопросы Федеральной службы по труду и занятости" (в ред. от 28.01.2011) установлено, что Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Роструд находится в ведении Минтруда России и осуществляет деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 (в ред. от 19.06.2012) было утверждено Положение о Федеральной службе по труду и занятости, в соответствии с которым Роструд осуществляет полномочия по государственному надзору и контролю за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и др.

Наряду с Рострудом образованы специальные федеральные системы надзора, действующие в структуре органов исполнительной власти, — Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), созданные в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Все эти органы действуют на основании утвержденных о них положений.

Согласно статье 129 Конституции РФ прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральными законами. В частности, в настоящее время основным нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность прокуратуры, является Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. от 21.11.2011). В соответствии со статьей 1 указанного Закона прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (например, органы федеральной инспекции труда). Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет:

- надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера.

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением в том числе и трудового законодательства определяются статьей 22 указанного Закона. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных организаций иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

- требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;

- выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;

- проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона поднадзорными организациями и должностными лицами опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными, вносит представление об устранении нарушений закона.

В соответствии с данным Законом актами реагирования прокуроров на факты выявленных нарушений являются протест прокурора, представление прокурора, постановление прокурора, а также предостережение о недопустимости нарушения закона. В Трудовом кодексе установлена обязанность работодателя информировать органы прокуратуры о несчастных случаях на производстве (статья 228 Трудового кодекса).

Должностные лица поднадзорных организаций обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

 

Rambler's Top100