Joomla TemplatesWeb HostingFree Money

Статья 329 Трудового кодекса РФ

Официальный текст:

Статья 329. Рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств

Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.

Комментарий юриста:

Как уже отмечалось, специфика труда работников транспорта, деятельность которых связана с источником повышенной опасности, предусматривает дополнительные правила правового регулирования рабочего времени и времени отдыха, повышенные требования к трудовой дисциплине, включая более высокий уровень ответственности за ее нарушение. Учитывая недопустимость физических перегрузок, утомляемости и необходимость чередования труда и отдыха, данная статья запрещает работу по совместительству работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или с управлением движением транспортных средств.

Часть 2 статьи 329 предусматривает, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта. Важным является то, что эта норма устанавливает, что такие особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с условиями труда, закрепленными Трудовым кодексом. В качестве примера дополнительного нормативно-правового регулирования на железнодорожном транспорте можно привести приказ МПС России от 05.03.2004 № 7 (в ред. от 28.03.2007), которым утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов.

Продолжительность рабочей недели, продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы (смены), время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней устанавливаются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Графики сменности утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и должны быть объявлены работникам не позднее чем за один месяц до введения их в действие. При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса для принятия локальных нормативных актов. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору.

Работа в течение двух смен подряд запрещается, что является важной дополнительной гарантией права на отдых работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств. Аналогично этот вопрос регулируется на метрополитене (приказ Минтранса России от 08.06.2005 № 63 (в ред. от 26.02.2007)). Для работников, занятых на круглосуточных непрерывных работах, а также на других видах работ, где по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с учетным периодом - месяц, квартал и другие, но не более года. При этом сумма отработанных в этот период часов не может превышать нормального числа рабочих часов в учетном периоде.

Привлечение к сверхурочным работам работников, постоянная работа которых осуществляется в пути, а также других работников, труд которых непосредственно связан с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров, производится работодателем с учетом мнения представительного органа работников и письменного согласия работника. Общее количество сверхурочных часов работы для каждого работника не должно превышать 24 часов в месяц и 120 часов в год.

В соответствии с Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации этому министерству предоставлено право принимать нормативные правовые акты в руководимой им отрасли, включая условия труда отдельных работников транспорта, в частности связанных с движением транспортных средств, а также иные акты, отнесенные к компетенции этого министерства. Так, в последние годы Минтрансом России были изданы:

- приказ от 16.05.2003 № 133 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта";

- приказ от 21.11.2005 № 139 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации" (в ред. от 17.09.2010);

- приказ от 08.06.2005 № 63 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена" (в ред. от 26.02.2007) и др.

Как видно из этого далеко не полного перечня, приказами Минтранса России утверждаются Положения — важные нормативные правовые акты, определяющие особенности режима рабочего времени и времени отдыха, а также иных условий труда на соответствующих видах транспорта.

 

Rambler's Top100