Joomla TemplatesWeb HostingFree Money

Статья 313 Трудового кодекса РФ

Официальный текст:

Статья 313. Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

Комментарий юриста:

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются не только Трудовым кодексом и другими федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами РФ. В настоящее время правовое регулирование государственных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется также Законом РФ от 19.02.1993 № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Согласно статьям 1 и 3 этого Закона с 1 января 2005 года гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:

— в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

— в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, — законами субъектов РФ;

— в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

— в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, — работодателем, за исключением случаев, предусмотренных Законом от 19.02.1993 № 4520-1.

Вместе с тем указанные законодательные акты не устанавливают размер и порядок предоставления отдельных видов гарантий и компенсаций, а лишь предусматривают необходимость принятия специальных нормативных правовых актов по соответствующим видам гарантий и компенсаций. Поэтому в настоящее время продолжают действовать нормативные акты бывшего СССР, устанавливающие размеры и порядок предоставления компенсаций и льгот лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим на Севере, устанавливаются дифференцированно с учетом его районирования по дискомфортности условий жизнедеятельности населения.

Определение районов Севера для целей предоставления гарантий и компенсаций должно осуществляться на основании перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, который устанавливается Правительством РФ (статья 2 Закона от 19.02.1993 № 4520-1). Ранее статьей 13 Федерального закона от 19.06.1996 № 78-ФЗ "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" (утратил силу с 1 января 2005 года) и пунктом 2 постановления Правительства РФ от 31.12.1997 № 1664 "О реформировании системы государственной поддержки районов Севера" предусматривалось принятие федерального закона о районировании Севера Российской Федерации с учетом географических и природно-климатических факторов, влияющих на жизнеобеспечение населения и производство. Однако такой закон так и не был принят.

До принятия указанного постановления Правительства РФ сохраняется существующее деление Севера на районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Поэтому в настоящее время действует Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029, с дополнениями и изменениями, внесенными российским законодательством (в ред. от 03.03.2012). Минэкономразвития России проводится работа по разработке критериев и методических подходов для районирования территории РФ по природным условиям жизнедеятельности.

Гарантии и компенсации распространяются также на иные районы Севера, в которых начисляются районные коэффициенты и процентная надбавка к заработной плате и которые в настоящее время не отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (пункт 3 постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993 № 4521-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Следовательно, соответствующие гарантии и компенсации должны предоставляться также лицам, работающим и проживающим в районах Севера, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но в которых установлены процентная надбавка и районный коэффициент к заработной плате.

Дополнительные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, могут устанавливаться не только законами, но и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Кроме того, дополнительные гарантии и компенсации могут быть также установлены нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Субъектам РФ, муниципальным образованиям РФ, на территории которых есть районы, указанные в Перечне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и работодателям, расположенным в таких районах, с учетом их финансовых возможностей предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии ж компенсации работникам. Поэтому для того чтобы определить, какие гарантии и компенсации действуют в конкретном районе, необходимо обратиться и к региональному законодательству, а также соглашениям, действующим на территории конкретного района, и коллективному договору организации.

 

Rambler's Top100