Joomla TemplatesWeb HostingFree Money

Статья 9 Трудового кодекса РФ

Официальный текст:

Статья 9. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

Комментарий юриста:

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, как источники трудового права направлены на выполнение двух его основных функций: экономической (производственной) и социальной (защитной). В нынешний период значение придается взаимосвязи указанных функций, их соотношению в направленности правового регулирования трудовых отношений. Придать импульс такому развитию способно государство на основе правотворчества и сами участники трудового процесса, используя социальное партнерство, все его формы, включая коллективный договор и соглашения.

Необходимость развития рыночной экономики, проведения экономической реформы, а также социальной и правовой защиты работников требуют наряду с действием государственных норм права освоения и распространения иных средств и способов воздействия на общественные отношения, закрепленные в части 2 статьи 1 Трудового кодекса. Освоение таких средств, отвечающих этим требованиям, а также интересам работников и работодателей успешно развивается в Российской Федерации. Выработаны механизмы согласования их интересов в соответствии с такими основными принципами (статья 2 Трудового кодекса), как сочетание государственного и договорного регулирования и социальное партнерство путем коллективных переговоров и заключения коллективного договора и соглашений.

Развитие коллективно-договорного регулирования и социально-трудовых отношений в правовом поле Российской Федерации имеет большое значение. Оно было избрано на основе позитивного опыта стран Европы и влияния передовых позиций МОТ, деятельность которой основана на трехстороннем взаимодействии представителей государств - членов МОТ (работников (профсоюзов), объединений работодателей, представителей правительства данного государства). Социальное партнерство основано на равенстве сторон работников и работодателей в лице их представителей, их независимости и способности учета интересов друг друга, поиска и выхода на компромисс, включая стадию заключения и действия коллективного трудового спора.

Статья 9 Трудового кодекса предусматривает возможность регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений коллективными договорами, соглашениями и трудовыми договорами. В части 1 статьи 9 установлено, что такое регулирование должно осуществляться в соответствии с трудовым законодательством. Коллективный договор, соглашения содержат нормативные положения (локальные нормы), уточняющие общие и специальные нормы трудового права применительно к профилю и особенностям деятельности работодателя, специфике отраслей экономики, непроизводственной сферы и условиям, сложившимся в регионах и территориях. Они могут регулировать указанные отношения с учетом специфики условий труда, которая выявляется только на местах, что придает наибольшую эффективность правовому регулированию труда.

При этом уровень прав и гарантий, содержащихся в соглашениях и коллективных договорах, должен быть не ниже уровня, установленного трудовым законодательством. Преимуществом коллективно-договорного способа является возможность улучшения условий труда, установление дополнительных льгот работникам при финансово-экономических возможностях работодателя. В части 3 статьи 41 Трудового кодекса закреплено правило, согласно которому в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

В Трудовом кодексе предусматривается регулирование трудовых отношений коллективным договором, на это указывает ряд статей Трудового кодекса, как, например: определение места и сроков выплаты заработной платы в неденежной форме (часть 4 статьи 136); установление соответствующих доплат при выполнении работы в условиях труда, отклоняющихся от нормальных (статья 149); конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу (статья 152); конкретные размеры повышенной оплаты за работу в ночное время (статья 154) и др.

Трудовым кодексом определяется также регулирование трудовых отношений, которое может осуществляться на основе коллективного договора:

- когда работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, принимает эти акты по согласованию с представительным органом работников, а не с учетом мнения, поскольку на основании части 3 статьи 8 Трудового кодекса в коллективном договоре это было обусловлено;

- при определении порядка компенсации затрат, связанных с участием в коллективных переговорах, если в коллективном договоре, соглашении эти затраты будут оговорены, а также оплата услуг экспертов, специалистов, посредников может быть обусловлена коллективным договором, соглашением, в ином случае эта оплата производится приглашающей стороной (статья 39 Трудового кодекса);

- право работников и дополнительные формы на участие в управлении организацией (статьи 52, 53);

- определение круга вопросов, по которым представители работников имеют право получать информацию (статья 53);

- дополнительные случаи, когда не устанавливается испытание при приеме на работу (статья 70);

- иной по сравнению с установленным частью 2 статьи 82, статьей 373 Трудового кодекса порядок обязательного участия выборного профсоюзного органа данной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя (часть 4 статьи 82);

- продолжительность ежедневной работы (смены) для творческих работников соответствующих организаций (часть 4 статьи 94);

- правило о сокращении продолжительности работы (смены) в ночное время для работников, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, и работников, принятых специально для работы в ночное время (статья 96);

- список работ, когда продолжительность работы в ночное время уравнивается с продолжительностью работы в дневное время, в тех случаях, когда это необходимо по условиям труда, а также на сменных работах при шестидневной рабочей неделе (статья 96);

- дополнительные отпуска работникам (статья 116);

- в области рабочего времени (часть 4 статьи 94, статьи 96, 116 и др.);

- в области заработной платы и нормирования труда (статьи 134, 135, 139, 143, 144, 153, 154, 158, 159);

- гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением (статья 173);

- выплаты выходных пособий в других случаях, помимо предусмотренных законом, либо повышенные размеры выходных пособий (статья 178);

- определение других категорий работников, кроме предусмотренных законом, которые могут пользоваться преимущественным правом на оставление на работе при увольнении, при сокращении численности или штата работников (статья 179);

- принятие необходимых мер при угрозе массовых увольнений (статья 180) и др.

Круг нормативных положений коллективного договора не исчерпывается указанными статьями Трудового кодекса. Стороны могут включить в коллективный договор дополнительные льготы, более благоприятные по сравнению с трудовым законодательством условия труда и его оплаты для работников. В частности, положения о системе оплаты, материальном стимулировании, премиальной системе, об оплате труда по итогам работы за год даются в качестве приложений к коллективному договору. Правила внутреннего трудового распорядка - один из важнейших локальных нормативных актов, согласно части 2 статьи 190 Трудового кодекса, как правило, является приложением к коллективному договору. Привести исчерпывающий перечень всех вопросов, которые может содержать коллективный договор, не представляется возможным вследствие многообразия условий, в которых протекает деятельность у различных работодателей. В статье 41 Трудового кодекса предусматривается, что стороны коллективного договора определяют сами содержание и структуру этого договора, законодатель лишь рекомендует те вопросы, которые целесообразно включать в коллективный договор. Следует обратить внимание на то, что индивидуальному предпринимателю как работодателю предоставляется возможность заключения коллективного договора с работниками в лице их представителя.

Договорное регулирование социально-трудовых отношений осуществляется также за пределами конкретного работодателя, где заключаются коллективные договоры. На установленных Трудовым кодексом уровнях социального партнерства (статья 26) могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные (статья 45). В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений различаются содержание и структура соглашений, которые в последние годы получили более широкое распространение, что свидетельствует о возрастании значения договорного регулирования. Трудовой договор, заключаемый между работодателем и работником, позволяет индивидуализировать и конкретизировать условия труда работника на основе его деловых качеств и с учетом имеющейся у него специальности и квалификации (статья 57 Трудового кодекса). В отличие от коллективного договора, соглашения трудовой договор в число источников трудового права не входит (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса).

В части 2 статьи 9 предусмотрено не только трудовое законодательство, но и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в соотношении с которыми коллективные договоры, соглашения и трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников. Таким образом, значительно расширена законодательная база, которой должны соответствовать условия указанных договоров, которые не могут ограничивать права или снижать гарантии работников. При включении подобных условий в коллективный договор, соглашения или трудовой договор указанные условия утрачивают юридическую силу, поскольку не подлежат применению. Следует обратить внимание, что не подлежат применению именно условия, ограничивающие права или снижающие уровень гарантий работников, а не договор в целом.

 

Rambler's Top100