Joomla TemplatesWeb HostingFree Money

Статья 5 Закона о пенсиях

Официальный текст:

Статья 5. Виды трудовых пенсий

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды трудовых пенсий:

1) трудовая пенсия по старости;
2) трудовая пенсия по инвалидности;
3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

2. Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей:

1) страховой части;
2) накопительной части.

Комментарий юриста:

Данная статья устанавливает три вида трудовых пенсий, которые существуют в России: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Данные виды пенсий являются традиционными для отечественного пенсионного права. Достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности и потеря кормильца в системе обязательного социального страхования, составной частью которой является обязательное пенсионное страхование, являются страховыми случаями, возникновение которых влечет за собой обязанность страховщика установить и выплачивать соответствующее страховое обеспечение. Условия назначения трудовых пенсий перечисленных в статье различаются. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа при достижении мужчинами возраста 60 лет, женщинами — 55 лет. Существуют также досрочные трудовые пенсии, назначаемые в связи с определенными обстоятельствами (особые условия труда, длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, климатические и территориальные условия, социальные мотивы). Право на трудовую пенсию по инвалидности возникает в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям. Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, обладают правом на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости могут состоять из базовой, страховой и накопительной частей, которые исчисляются, индексируются и перерассчитываются по собственным правилам. Общий размер трудовой пенсии равен сумме ее частей. Базовая часть трудовой пенсии устанавливается в твердой сумме для всех пенсионеров. Она является государственной гарантией минимального пенсионного обеспечения всем гражданам, имеющим право на трудовую пенсию. Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется из федерального бюджета за счет поступающих в него сумм единого социального налога. Фактически данная часть трудовой пенсии существует вне рамок обязательного пенсионного страхования и относится к государственному пенсионному обеспечению. Это подтверждается также тем, что на основании статьи 9 Закона о пенсиях обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются страховая и накопительная части трудовой пенсии. Размер страховой части трудовой пенсии устанавливается исходя из суммы страховых взносов, поступивших на финансирование данной части пенсии за застрахованное лицо в течение всей его трудовой деятельности (расчетного пенсионного капитала). Данная часть трудовой пенсии носит условно-накопительный характер.

Суммы страховых взносов, уплачиваемые за застрахованное лицо на финансирование страховой части трудовой пенсии, учитываются на его индивидуальном лицевом счете в виде обязательств пенсионной системы. По достижении лицом пенсионного возраста он получит сумму пенсии в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его счете. Фактически страховая часть трудовой пенсии финансируется по распределительному методу. Накопительная часть трудовой пенсии устанавливается в зависимости от суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо на финансирование данной части пенсии, и инвестиционного дохода (пенсионных накоплений). Данная составляющая пенсионной системы финансируется исключительно на накопительной основе. Суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии не расходуются на выплату пенсии нынешним пенсионерам, а инвестируются по правилам Федерального закона от 24.07.2002 № 111-ФЗ. После достижения гражданином пенсионного возраста он получит в виде накопительной части трудовой пенсии по старости именно свои деньги, а не деньги следующего поколения работающих граждан. Таким образом, размер трудовой пенсии поставлен в прямую зависимость от суммы поступивших в ПФР страховых взносов за весь период трудовой деятельности работника, а не от продолжительности его трудового стажа и среднемесячного заработка, как было ранее.

Не существует никаких ограничений по учету заработной платы при исчислении пенсии. В ее размере отражается фактический размер заработной платы, с которого уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Зависимость размера трудовой пенсии от поступивших страховых взносов с полной заработной платы мотивирует уплату страховых взносов и формирует увеличение доходной части бюджета ПФР. В отличие от ранее действовавшего пенсионного законодательства Федеральный закон о пенсиях не устанавливает каких-либо ограничений по выплате трудовой пенсии работающим пенсионерам. Принимая во внимание порядок исчисления, основания индексации и перерасчета, а также источники финансирования названных частей трудовой пенсии, которые отличаются друг от друга, можно сказать, что они являются самостоятельными. При этом Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ допускается возможность не одновременного назначения и выплаты базовой, страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Пенсионер по старости может отказаться от получения страховой части трудовой пенсии и получать какое-то время только ее базовую часть. Для установления накопительной части трудовой пенсии требуется наличие на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица пенсионных накоплений.

Соответственно гражданину, за которого не уплачивались страховые взносы на данную часть трудовой пенсии, она не может быть назначена даже в случае установления ему базовой и страховой частей трудовой пенсии. Вместе с тем право на базовую, страховую и накопительную части трудовой пенсии не может возникнуть без приобретения права на трудовую пенсию в целом. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца может состоять только из базовой и страховой частей трудовой пенсии. Здесь следует иметь в виду, что согласно пункту 12 статьи 9 Закона о пенсиях в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке определенным лицам. Социальные пенсии устанавливаются нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, и, следовательно, независимо от выполнения трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности, а также уплаты законодательно установленных платежей на цели пенсионного обеспечения.

Данный вид пенсионных выплат является государственной гарантией материального обеспечения названных граждан при наступлении социально значимых обстоятельств (достижение преклонного возраста, инвалидность, потеря кормильца). Под термином "нетрудоспособные граждане" в Федеральном законе от 15.12.2001 N 166-ФЗ понимаются лица, которые, являясь престарелыми, или инвалидами, или потерявшими кормильца, не приобрели права на трудовую либо иную пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из этого следует, что в действующем пенсионном законодательстве прямо не закрепляется возможность назначения гражданину, имеющему право на трудовую пенсию, по его желанию социальной пенсии. Наоборот, исходя из содержания изложенных норм, необходимым условием назначения социальной пенсии является отсутствие у лица права на трудовую пенсию любого вида (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца). Вместе с тем в правоприменительной практике вопрос о возможности назначения социальной пенсии решается с учетом разъяснения Минтруда России от 07.05.2002 № 4 "О порядке применения пункта 4 статьи 5 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением указанного Министерства от 07.05.2002 N 34.

Согласно названному разъяснению при решении данного вопроса следует учитывать положения, содержащиеся в пункте 1 статьи 18, пунктах 1 и 2 статьи 19 Закона о пенсиях, согласно которым вопрос о праве гражданина на трудовую пенсию может быть рассмотрен органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, только при наличии на то волеизъявления с его стороны, выраженного посредством обращения в данный орган с заявлением об установлении пенсии. В связи с этим при решении вопроса о возможности установления социальной пенсии под лицами, не имеющими по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, понимаются:

- граждане, которые не соответствуют условиям назначения трудовой пенсии;

- граждане, которые соответствуют данным условиям, но не обращались в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с заявлением о назначении им трудовой пенсии и документами, подтверждающими право на эту пенсию, в порядке, определенном законодательством;

- граждане, которые обращались в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с указанными заявлениями и документами, но затем официально отозвали их из этого органа до дня вынесения решения о назначении им трудовой пенсии либо официально отказались от назначенной им трудовой пенсии.

Таким образом, на практике социальная пенсия может быть назначена и лицам, имеющим право на трудовую пенсию, при наличии у них соответствующего желания. Право на социальную пенсию согласно нормам Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ имеют следующие пять категорий граждан: инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II, I степени, в том числе инвалиды с детства; дети-инвалиды; дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери; граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины); граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). Факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату социальной пенсии, назначенной в связи с инвалидностью, потерей кормильца, принадлежностью к малочисленным народам Севера, нисколько не влияет. Вместе с тем социальная пенсия, установленная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет, не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ). Таким образом, в новом пенсионном законодательстве решение вопроса о выплате социальной пенсии в период оплачиваемой работы находится в зависимости от условий ее назначения.

 

Rambler's Top100