Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

secure-hosting-160x600

Статья 122 Семейного кодекса РФ

Официальный текст:

Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

1. Должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве, а также направить имеющуюся информацию об этом ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и одновременного направления в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня получения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, обязан направить документированную информацию о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организации его устройства в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации и одновременного направления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".

2. Руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в течение трех рабочих дней со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения соответствующей организации для организации его устройства на воспитание в семью.

3. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации со дня поступления информации, указанной в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, организует устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности по истечении месяца со дня поступления информации, указанной в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, оказывает содействие в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации. Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Порядок формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и пользования им определяется Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".

4. За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2, 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители организаций и должностные лица указанных в пунктах 2, 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.

Комментарий юриста:

В пункте 1 данной статьи воспроизводится текст пункта 3 статьи 56 Семейного кодекса, но всеобщая обязанность, о которой идет речь, здесь уточняется. Она относится не ко всем и каждому, а к должностным лицам дошкольных образовательных, воспитательных, медицинских и других организаций, которым чаще всего приходится сталкиваться с детьми, потерявшими семью, родителей. Представляется, что в данном случае делается акцент на детях, которых можно (и нужно) передать на воспитание в другую семью. Само собой разумеется, что в число информаторов входят граждане, которым по разным причинам становится известно о детях, оставшихся без попечения родителей.

В течение трех дней (т.е. практически без промедления) после получения такой информации органы опеки и попечительства, их представитель обязаны удостовериться в том, что действительно ребенок попал в беду, находится в опасной для него обстановке. Убедившись в этом, выясняют, имеет ли ребенок близких родственников, готовых временно о нем позаботиться. И в акте обследования, завершающем выяснение всех обстоятельств, делается отметка о том, кто добровольно принимает на себя обязанность позаботиться о ребенке, пока не будет окончательно определена форма его устройства в соответствии с требованиями статьи 123 Семейного кодекса.

Особое внимание уделяется детям, которых можно устроить в семью, заменяющую родительскую (на усыновление, опеку (попечительство)). С этим связана обязанность руководителей детских учреждений, куда был помещен осиротевший ребенок, сообщить в семидневный срок именно органам опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения, что у них находится такой ребенок. Тем самым обеспечивается участие государства в его защите, ибо он не может быть предметом спекуляции и наживы. Органы опеки и попечительства, получив сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обеспечивают в течение месяца его устройство в семью.

Если это невозможно, информация о несовершеннолетнем поступает в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ, который в месячный срок со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ. Если и это не удается, информация о ребенке поступает для учета в государственный банк данных для оказания содействия в последующем устройстве ребенка в семью граждан Российской Федерации или родственников несовершеннолетнего, постоянно проживающих на территории РФ. Когда же это не получается, такие дети могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам или лицам без гражданства.

Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть переданы в семью, заменяющую родительскую, определяется Законом о банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, Правилами ведения банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Кроме сведений о ребенке, который может быть передан в семью банк данных содержит информацию о гражданине, желающем принять ребенка в свою семью. Обязательным условием получения документированной информации о детях, подлежащих устройству в семью, является подача в письменной форме заявления гражданином, желающим принять ребенка на воспитание.

Постановка ребенка, лишившегося родительского попечения, на учет в государственном банке данных не обязательна, если ребенок с момента его появления уже находился в семье, заменяющей родительскую. Так, супруги - гражданин США Ф. и гражданка Украины С. обратились в суд с заявлением об удочерении несовершеннолетней гражданки Российской Федерации 07.01.1994 г.р., находящейся в момент рассмотрения их заявления под опекой С. Девочка проживала в семье усыновителей уже три года, заявителей считала своими родителями. Решением Московского городского суда от 2 марта 2006 года Ф. и С. было отказано в удовлетворении их просьбы, так как девочка не находилась на учете в банке данных. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 11 апреля 2006 года это решение суда отменила, поскольку с момента выявления П. как ребенка, оставшегося без попечения родителей, она постоянно находилась на воспитании в семье: сначала на патронатном воспитании, затем под опекой, потом на воспитании в приемной семье Р. Поэтому сведения о девочке, как лишившейся родительского попечения, в государственный банк данных не направлялись, что объясняет их правомерное отсутствие.

Предусмотренная Семейным кодексом система оповещения, посвященная детям, оставшимся без попечения родителей, устанавливает правила, не имеющие исключения. Кроме того, неисполнение обязанностей по соблюдению таких правил, а также предоставление заведомо недостоверных сведений, сокрытие информации о ребенке, подлежащем устройству в семью, рассматривается как правонарушение со стороны руководителей организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний. Такое правонарушение предусмотрено статьей 5.36 КоАП, в части 1 которой установлено, что нарушение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления порядка или сроков предоставления сведений о ребенке, нуждающемся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем влечет наложение административного штрафа.

В части 2 статьи 5.36 КоАП фигурируют те же потенциальные нарушители требований семейного законодательства. Однако в этой части правонарушение заключается в укрытии несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью или детское учреждение.

 

Rambler's Top100