Joomla TemplatesWeb HostingFree Money

Статья 11 Семейного кодекса РФ

Официальный текст:

Статья 11. Порядок заключения брака

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

Комментарий юриста:

Заключение брака в любом случае производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак. Это означает, что нельзя кому-либо, в том числе адвокату, доверить заключение брака. Таково правило, действующее в большинстве государств. В случае если лица, вступающие в брак (одно из лиц), не могут явиться в орган ЗАГС вследствие тяжелой болезни или по другой уважительной причине, государственная регистрация брака может быть произведена на дому, в медицинской или иной организации в присутствии лиц, вступающих в брак (пункт 6 статьи 27 Закона об актах гражданского состояния).

В таких случаях сотрудники органов ЗАГС выезжают на место. Аналогично решается вопрос, когда нужно осуществить регистрацию брака с лицом, находящимся под стражей или отбывающим наказание в местах лишения свободы. Тогда помещение для регистрации брака определяется начальником соответствующего учреждения по согласованию с руководителем органа ЗАГС. По общему правилу заключение брака производится по истечении месяца со дня подачи лицами, вступающими в брак, заявления в органы ЗАГС. В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 26 Закона об актах гражданского состояния это заявление должно быть совместным.

В нем следует подтвердить взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака. В совместном заявлении о заключении брака надлежит указать:

- фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, возраст на день государственной регистрации заключения брака, гражданство, национальность (указывается по желанию лиц, вступающих в брак), место жительства каждого из лиц, вступающих в брак;

- фамилии, которую избирают лица, вступающие в брак;

- реквизиты документов, удостоверяющих личности вступающих в брак.

Необходимо также представить:

- документы, удостоверяющие личности вступающих в брак;

- документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо (лица) состояло в браке ранее;

- разрешение на вступление в брак до достижения брачного возраста в случае, если лицо (лица), вступающее в брак, не достигло совершеннолетия.

Однако, если одно из лиц, вступающих в брак, не имеет возможности явиться в орган ЗАГС для подачи совместного заявления, волеизъявление лиц, вступающих в брак, может быть оформлено отдельным заявлением, а его подпись должна быть нотариально удостоверена. Каждому из заявителей предстоит в своем заявлении назвать все вышеперечисленные сведения.

Установление в качестве общего правила месячного срока для регистрации брака преследует вполне определенную цель: поставить правовой барьер на пути заведомо нестабильных браков. Тем самым государство косвенным образам регулирует отношения, предшествующие заключению брака, с целью создания крепкой семьи. Практика показывает, что установление подобного рода препятствия оправдывает свое назначение.

Вместе с тем абзац 2 пункта 1 статьи 11 Семейного кодекса допускает заключение брака:

- до истечения месяца со дня подачи заявления;

- в день подачи заявления о регистрации брака.

В первом случае речь идет о наличии уважительных причин, объясняющих, почему лица, желающие зарегистрировать брак, торопятся с регистрацией. Чаще всего это: беременность невесты, ее желание произвести на свет ребенка, находясь в браке; приезд жениха - военнослужащего в краткосрочный отпуск; предстоящая тяжелая операция у любого из лиц, намеревающихся оформить брак. Разнообразие жизненных обстоятельств, которые могут фигурировать в предбрачной ситуации, очевидно. Поэтому Семейный кодекс не содержит их перечня. Но признание этих причин уважительными осуществляют органы ЗАГС, которые при принятии решения руководствуются представляемыми указанными лицами справками (о беременности и ее сроках, предстоящей операции, продолжительности отпуска и т.п.).

О заслуживающих внимания причинах досрочной регистрации брака все-таки следует говорить тем, кто намерен вступить в брак. Причем эти причины могут возникнуть как до подачи явления в орган ЗАГС, так и после того, как такое заявление о регистрации брака уже подано. К перечню особых обстоятельств, позволяющих зарегистрировать брак в день подачи заявления абзац 3 пункта 1 статьи 11 Семейного кодекса относит беременность, рождение ребенка, непосредственную угрозу жизни одной из сторон и другие особые обстоятельства. Налицо открытый их перечень. Иногда они совпадают по своему характеру с причинами уважительными. Но чаще всего их наличие свидетельствует о том, что следует действовать (т.е. заключать брак) без промедления, поскольку велика реальная угроза того, что брак не состоится не по вине желающих быть супругами.

Тем более что семейное законодательство РФ не предусматривает так называемого посмертного брака (когда все необходимые для регистрации брака документы сданы в органы, регистрирующие брак, а один из будущих супругов неожиданно скончался до официального бракосочетания). Определение наличия особых обстоятельств относится к компетенции органов ЗАГС, которым необходимо представить доказательства существования обстоятельств, объясняющих незамедлительность регистрации брака. Увеличение срока для регистрации брака также преследует единственную цель - предотвратить появление заведомо нестабильной, не отвечающей своему назначению семьи. Сомнения в ее подлинности может возникнуть, например, при значительной возрастной разнице жениха и невесты (жениху - 20 лет, невесте - за 50), что наводит на мысль о заключении фиктивного брака; при явной неполноценности жениха (или невесты), заставляющей усомниться в его (ее) полной дееспособности, что необходимо еще доказать в установленном гражданским законодательством порядке.

На практике иногда возникают ситуации, когда жених пребывает в таком состоянии алкогольного опьянения, что не дает себе отчета в происходящем. Продление срока регистрации брака в таких случаях оправданно со всех точек зрения. Не исключаются и другие ситуации, когда, по мнению органов ЗАГС, следует прибегнуть к абзацу 2 пункта 1 статьи 11 Семейного кодекса, позволяющей увеличить этот срок, но не более чем на один месяц. Он, как правило, достаточен для выяснения вопросов, возникающих при продлении срока регистрации брака. Не будет нарушением закона увеличение этого срока при желании будущих супругов вступить в брак во Дворце бракосочетания, который не всегда в состоянии придерживаться существующих сроков. Но если о сокращении сроков регистрации брака просят будущие супруги, то об увеличении этого срока могут просить государственные органы (опеки и попечительства, здравоохранения и др.), прокурор, а также граждане, почему-либо заинтересованные в соблюдении при бракосочетании установленного законом срока.

Таким образом, порядок заключения брака не осложнен иными формальными требованиями, например, обязательным оповещением о предстоящем бракосочетании ("оглашении"), присутствием при бракосочетании свидетелей, ограничением сроком (прошедшим, например, после расторжения предыдущего брака, смерти супруга (вдовий срок) и др.) при вступлении в повторный брак. Законом об актах гражданского состояния определяется более подробный порядок государственной регистрации заключения брака. К актам гражданского состояния относятся действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращения прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. Государственной регистрации подлежат: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть.

Акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления органов ЗАГС, приравниваются к актам гражданского состояния, совершенным в органах ЗАГС в соответствии с действовавшим на момент их совершения законодательством, и не требуют последующей государственной регистрации. Государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных не имущественных прав граждан, а также в интересах государства. Она производится посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния. Сведения, подлежащие внесению в запись акта о рождении, заключении брака, расторжении брака, об усыновлении (удочерении), установлении отцовства, о перемене имени или смерти и в выдаваемые на основании данных записей свидетельства, определяются Законом об актах гражданского состояния.

В актовую запись могут быть включены и иные сведения, обусловленные особыми обстоятельствами государственной регистрации конкретного акта гражданского состояния. Что же касается порядка записи фамилий супругов при регистрации брака, то она осуществляется в соответствии со статьей 32 Семейного кодекса, статьей 28 Закона об актах гражданского состояния. Работник органа ЗАГС не вправе производить государственную регистрацию актов гражданского состояния в отношении себя, своего супруга, его и своих родственников (родителей, детей, внуков, дедушек, бабушек, родных братьев и сестер). В таких случаях государственная регистрация актов гражданского состояния производится другим работником данного органа или в другом органе ЗАГС. Для составления записи акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документ, удостоверяющий личность заявителя.

Руководитель органа ЗАГС может отказать в государственной регистрации заключения брака, если располагает доказательствами, подтверждающими наличие обстоятельств, препятствующих заключению брака (пункт 9 статьи 27 Закона об актах гражданского состояния). В удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния выдается соответствующее свидетельство. В случае его утраты орган ЗАГС, в котором хранится первый экземпляр актовой записи, выдает повторное свидетельство. В случае если этот экземпляр не сохранился, повторное свидетельство выдается органом исполнительной власти субъекта РФ, где хранится второй его экземпляр.

Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается:

- лицу, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния;

- родственнику умершего или другому заинтересованному лицу в случае смерти лица, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния;

- родителям (лицам, их заменяющим) или представителю органа опеки и попечительства в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия;

- иному лицу в случае предоставления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего право на получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Повторное свидетельство о рождении ребенка не выдается:

- родителям (одному из родителей) ребенка, в отношении которого они лишены родительских прав;

- родителям (одному из родителей) ребенка, в отношении которого они ограничены в родительских правах.

Повторное свидетельство о заключении брака, не выдается:

- лицам, расторгнувшим брак;

- лицам, чей брак признан недействительным.

По просьбе перечисленных лиц им выдается документ, подтверждающий факт регистрации рождения ребенка или заключения брака. Лицу, лично обратившемуся с просьбой о выдаче повторного свидетельства, оно выдается в день обращения. Руководитель органа ЗАГС обязан сообщить сведения о государственной записи актов гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия либо Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации или в других случаях, установленных федеральными законами (пункт 3 статьи 12 Закона об актах гражданского состояния). Этот руководитель сообщает в органы социальной защиты населения, налоговый орган и орган Пенсионного фонда РФ сведения о государственной регистрации смерти.

Сведения, ставшие известными работнику органа ЗАГС в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат. За государственную регистрацию актов гражданского состояния взимается в соответствии со статьей 10 Закона об актах гражданского состояния, статьи 333.26 Налогового Кодекса государственная пошлина. В частности, за выдачу повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния - 100 рублей, за выдачу физическим лицам справок из архивов органов ЗАГС и иных уполномоченных органов - 50 рублей.

Отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния может быть обжалован в соответствии со статьями 1, 2 Закона об обжаловании в суд действий, нарушающих права граждан. Такой отказ может быть обжалован заинтересованным лицом и в орган исполнительной власти субъекта РФ, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния. Право выбора способа обжалования (в судебном или административном порядке) принадлежит жалобщику. Однако в некоторых случаях отказ в регистрации актов гражданского состояния считается правомерным.

К таким случаям относятся:

- государственная регистрация, противоречащая Закону об актах гражданского состояния;

- несоответствие документов, представленных в органы ЗАГС, требованиям, предъявляемым к ним названным Законом и иными нормативными правовыми актами.

Российское законодательство в арсенале средств защиты прав предусматривает обжалование в суд действий (бездействия) лиц, нарушающих права граждан. К числу таких прав относится право на брак и соответственно на его заключение. Поэтому при несогласии органов ЗАГС зарегистрировать брак допускается обжалование имеющего место отказа. Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы (часть 1 статьи 1 Закона об обжаловании в суд действий, нарушающих права граждан).

Пункт 3 статьи 11 Семейного кодекса предусматривает обжалование только в судебном порядке. Однако часть 1 статьи 4 Закона об обжаловании в суд действий, нарушающих права граждан, допускает подачу жалобы и в государственный орган - в порядке подчиненности, в орган местного самоуправления, учреждение, а также должностному лицу, государственному служащему. Допустимость обжалования в административном порядке нашла свое отражение в пункте 3 статьи 11 Закона об актах гражданского состояния. Вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении его жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства либо в суд по месту нахождения органа, должностного лица, государственного служащего. На государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, на должностных лиц, государственных служащих, действия которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений), а гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина. В отношении государственных служащих, совершивших действия (принявших решение), признанные незаконными, суд определяет меры ответственности вплоть до представления об увольнении. Убытки, моральный вред, нанесенные гражданину незаконными действиями (решениями), возмещаются в порядке, установленном Гражданским Кодексом. Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

 

Rambler's Top100