Призывная комиссия - понятие, состав, порядок работы
Поиск на сайте

Призывная комиссия - понятие, состав, порядок работы

Для осуществления призыва граждан на военную службу решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению военного комиссара субъекта РФ создаются призывные комиссии. Призывная комиссия — это коллегиальный орган, формируемый военным комиссариатом соответствующей территории, к компетенции которого относится определение контингента призывников и реализация мероприятий по проведению призыва и пополнению состава военнослужащих Вооруженных Сил РФ. Однако действующее законодательство не содержит легального определения понятия "призывная комиссия", в связи с чем ее иногда отождествляют с медицинской комиссией, которая проводит медицинское освидетельствование призывников.

Подобное отождествление не совсем оправданно, поскольку медицинская комиссия представляет собой составную часть призывной комиссии и ее деятельность направлена лишь на установление соответствия основных показателей здоровья призывника и возможность осуществления им военной службы. Перед тем как попасть на призывную комиссию, вы вначале пройдете медицинскую (обычно это проходит в один день). Деятельность призывной комиссии носит более широкий характер и направлена на оценку всех обстоятельств, в том числе и медицинских, для определения лиц из числа призывников, которые могут быть призваны для прохождения военной службы, а также определения частей, родов и видов войск, в составе которых они будут проходить военную службу.

Таким образом, призывную комиссию следует рассматривать в качестве специально уполномоченного органа, осуществляющего деятельность в период призыва по отбору призывников, способных пройти военную службу но призыву в действующих воинских формированиях, частях и соединениях. При обслуживании военным комиссариатом нескольких муниципальных образований призывная комиссия создается в каждом из них. Военный комиссар обязан участвовать на постоянной основе в заседаниях каждой такой призывной комиссии в течение всего срока ее работы в качестве заместителя председателя комиссии. В этом случае военным комиссариатом по согласованию с главами местных администраций разрабатывается график очередности работы призывных комиссий. Призывная комиссия соответствующего муниципального образования имеет право рассматривать вопросы, связанные с призывом на военную службу граждан, проживающих (зарегистрированных) только в этом муниципальном образовании.

В городском округе призывные комиссии создаются, как правило, по числу военных комиссариатов, обслуживающих соответствующие территории округа, для принятия решений в отношении призывников, состоящих на воинском учете в этих военных комиссариатах. Для обеспечения плановой работы призывных комиссий на случай отсутствия по уважительным причинам кого-либо из назначенных членов призывных комиссий определяется резервный состав. Состав призывной комиссии формируется таким образом, чтобы обеспечить возможность решения стоящих перед ней задач.

В состав призывной комиссии включаются:

1) по согласованию глава местной администрации или иной представитель местной администрации — председатель призывной комиссии;

2) должностное лицо военного комиссариата — заместитель председателя комиссии (обеспечивает непосредственную реализацию функций и задач призывной комиссии, организует проведение призыва и решает иные задачи);

3) секретарь комиссии (на него возлагается документационное обеспечение деятельности призывной комиссии);

4) врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу (фактически возглавляющий медицинскую кохмиссию и представляющий сведения о состоянии здоровья призывников непосредственно призывной комиссии. Врач также докладывает призывной комиссии о наличии заболеваний, препятствующих призыву на военную службу отдельных граждан в соответствии с утвержденным перечнем);

5) представитель соответствующего органа внутренних дел (на него возлагается обеспечение правопорядка, соблюдение требований действующего законодательства при проведении призыва, а также работа с призывниками, уклоняющимися от призыва на военную службу);

6) представитель соответствующего органа управления образованием (в его ведении находится решение вопросов об окончании учебного года в отдельных учебных заведениях, Как правило школах, центрах военно-патриотического воспитания и т.п. В этой связи он имеет возможность контролировать законность и обоснованность призыва на военную службу отдельных граждан, получающих образование, т.е. порядок призыва выпускников школ и иных учебных заведений);

7) представитель соответствующего органа службы занятости населения — в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы (компетенция данного специалиста имеет специальные ограничения, которые прямо предусмотрены законом. Его деятельность простирается лишь в сфере привлечения граждан к осуществлению альтернативной гражданской службы. Имея сведения о наличии должностей, на которых граждане могут проходить альтернативную службу, он представляет сведения об имеющихся вакансиях и участвует в распределении призывников по соответствующим должностям).

В состав призывной комиссии могут включаться представители других органов и организаций.

Функциональные обязанности членов призывной комиссии разрабатывает в соответствии с основными направлениями их деятельности военный комиссар — заместитель председателя призывной комиссии и утверждает глава местной администрации или иной представитель местной администрации - председатель призывной комиссии. Персональный состав (основной и резервный) комиссий согласовывается и представляется для включения в проект решения высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) одним из военных Комиссаров, назначаемым военным комиссаром субъекта РФ. После создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии.

Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.

Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке. Граждане, вызываемые на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, как уже отмечалось ранее, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе необходимые документы.

Граждане, вызываемые на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе следующие документы:

- паспорт, свидетельство о рождении;

- справку о семейном положении (при необходимости);

- справку с места работы или учебы;

- документ об образовании и его копию;

- медицинские документы о состоянии здоровья;

- квалификационные удостоверения или их копии — имеющие первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладным видам спорта;

- свидетельство или удостоверение и их копии — получившие военно-учетную специальность в образовательных учреждениях общественных объединений, начального профессионального или среднего профессионального образования;

- справки (удостоверения) и их копии — прошедшие подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях.

Кроме того, граждане, имеющие право на освобождение от воинской обязанности или призыва на военную службу, а также отсрочку от призыва на военную службу, представляют документы, подтверждающие данное право. Граждане вызываются на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, по достижении призывного возраста — 18 лет. При этом необходимо учитывать, что лицо считается достигшим призывного возраста не в день исполнения ему 18 лет, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток. Накануне дня заседания призывной комиссии ее члены и врачи-специалисты по документам личных дел призывников всесторонне изучают граждан, вызываемых на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, знакомятся с требованиями к отбору призывников в команды, в которые они предварительно предназначены. Граждан, прибывающих в военный комиссариат на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, встречает уполномоченное лицо военного комиссариата, которое знакомит их с порядком работы призывного пункта, разъясняет им обязанности призывников и ведет учет явившихся на основании списков по дням явки.

У каждого прибывшего гражданина проверяется наличие необходимых документов и их соответствие установленным требованиям, сверяются их данные с содержанием личного дела призывника. В ходе беседы и из содержания представленных документов выявляются изменения в семейном положении гражданина, а также связанные с состоянием его здоровья, образованием, профессиональной подготовкой и др. В случае отсутствия у гражданина документов, позволяющих призывной комиссии вынести в отношении него соответствующее решение, он направляется за недостающими документами. При этом ему устанавливается срок повторной явки на заседание призывной комиссии с вручением под личную подпись повестки. Результаты бесед заносятся в лист изучения. После проверки представленных документов и уточнения записей в личном деле гражданин направляется к специалисту по профессиональному психологическому отбору для оценки его нервно-психической устойчивости, а затем на медицинское освидетельствование. В ходе медицинского освидетельствования гражданина личное дело призывника передается от врача-специалиста к врачу-специалисту по мере прохождения им освидетельствования.

Граждане, прошедшие медицинское освидетельствование, направляются на заседание призывной комиссии, работа которой организуется и проводится в следующем порядке:

1 этап — председатель призывной комиссии доводит до призывника персональный состав призывной комиссии;

2 этап — врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, докладывает результаты медицинского освидетельствования гражданина, заключение о категории его годности к военной службе, показателе предназначения к прохождению военной службы;

3 этап — заместитель председателя призывной комиссии — военный комиссар докладывает членам призывной комиссии обоснованные предложения по решениям в отношении граждан, проходящих призывную комиссию, в отношений граждан, призываемых на военную службу, вносит в призывную комиссию предложения о предназначении их по видам, родам войск вооруженных сил, другим войскам, воинским формированиям и органах для подготовки и прохождения военной службы По соответствующим военно-учетным специальностям;

4 этап — члены призывной комиссии уточняют у гражданина состав семьи, материальное положение, жилищные условия, его заработок и заработок членов его семьи, образование, наличие военно-учетной специальности, наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений и другие сведения, необходимые для принятия соответствующего решения.

Решение призывной комиссии принимается большинством голосов, о чем производится запись в протоколе заседания призывной комиссии. Гражданин обязан лично присутствовать на заседании призывной комиссии. Принятое в отношении него решение объявляется ему председателем призывной комиссии. По требованию гражданина ему выдается выписка из протокола заседания призывной комиссии, в который внесено указанное решение. В конце каждого рабочего дня председатель призывной комиссии проверяет, все ли граждане, которые были вызваны, прибыли на заседание призывной комиссии, принимает меры по установлению причин неявки граждан и повторному их вызову на комиссию (по организации их розыска). В случае уклонения гражданина от мероприятий, связанных с призывом на военную службу, председатель призывной комиссии или военный комиссар в установленном порядке направляет в соответствующий территориальный орган внутренних дел персональные письменные обращения для принятия мер по обеспечению его прибытия на указанные мероприятия. Военный комиссар организует учет призывников, уклоняющихся от призыва на военную службу, и при необходимости заводит дело об административном правонарушении.

При наличии оснований направляет запросы в органы внутренних дел на этих призывников. В соответствии с решением призывной комиссии оформляются соответствующие документы на лиц, прошедших призывную комиссию. В удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, секретарем призывной комиссии производится соответствующая запись, которая подписывается военным комиссаром и заверяется печатью военного комиссариата. При этом призывнику назначается срок явки в военный комиссариат с вручением ему под личную подпись:

направления на стационарное или амбулаторное медицинское обследование (лечение) (для повторного медйцинского освидетельствования и прохождения призывной комиссии после предполагаемого срока завершения этого обследования (лечения)) и при необходимости извещения. Граждан, обучающихся в образовательных учреждениях и имеющих право на отсрочку от призыва по этой причине, в период весеннего призыва на военную службу направлять на стационарное медицинское обследование (лечение) с учетом сроков проведения экзаменационной сессии в образовательном учреждении;

повестки — ограниченно годному к военной службе и зачисленному в запас, не годному к военной службе и освобожденному от исполнения воинской обязанности (для утверждения решения (при необходимости) на призывной комиссии субъекта РФ и (или) для получения военного билета);

повестки — освобожденному от призыва на военную службу и зачисленному в запас (для получения военного билета);

повестки — в отношении которого принято решение о призыве на военную службу (для отправки к месту прохождения военной службы).

Военные билеты и учетно-послужные карточки этим гражданам должны быть оформлены не позднее чем за 2 дня до назначенной им даты явки в военный комиссариат для отправки на сборный пункт субъекта РФ. В этот же день указанные документы подписываются военным комиссаром и заверяются печатью военного комиссариата. Для оформления военных билетов по решению военного комиссара привлекаются опытные и знающие порядок заполнения военных билетов работники военного комиссариата. На гражданина, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу, на оснований документов, содержащихся в личном деле призывника, оформляется карта профессионального психологического отбора. Карта профессионального психологического отбора подписывается начальником не штатной группы профессионального психологического отбора военного комиссариата, военным комиссаром и заверяется печатью военного комиссариата.

Решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта РФ или в суд. Закон устанавливает пятидневный срок для рассмотрения поступившей жалобы, при этом указанный срок подлежит применению лишь в отношении призывной комиссии субъекта РФ. Рассмотрение жалобы судом производится по общим правилам, установленным Законом РФ от 27 апреля 1993 года № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

- 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав;

- 1 месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом. При этом уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях.

 

Rambler's Top100