Joomla TemplatesWeb HostingFree Money

Статья 3 Гражданского кодекса РФ

Официальный текст:

Статья 3. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

2. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

5. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.

6. Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы.

7. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Комментарий юриста:

В пункте 1 данной статьи воспроизводится норма статьи 71 Конституции РФ, в соответствии с которой гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Вместе с тем Конституция не исключает нормотворческой деятельности субъектов РФ в сфере гражданского законодательства по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (определены в статье 72 Конституции).

Нормы гражданского права, принимаемые субъектами РФ, могут также содержаться в административном, трудовом, земельном, водном, лесном законодательстве, законодательстве об охране окружающей среды, отнесенном к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Законы и иные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить Федеральному Закону. В случае противоречия между последним и иным актом субъекта РФ будет действовать Федеральный Закон (пункт 5 статьи 76 Конституции).

Российская Федерация вправе также делегировать субъектам РФ по договору или в одностороннем порядке право на принятие законов и иных нормативных правовых актов по отдельным видам отношений, регулируемых гражданским законодательством РФ.

В пункте 2 статьи 3 ГК содержится новое понятие гражданского законодательства. Если до принятия Гражданского Кодекса термин "законодательство" использовался для суммированного обозначения законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, то в настоящее время Гражданский Кодекс под гражданским законодательством понимает лишь сам кодекс и принятые в соответствии с ним Федеральный Законы. Данное нововведение прямо вытекает из статьи 10 Конституции, закрепившей принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

В пункте 2 статьи 3 ГК в гражданское законодательство вводится еще одна важная новелла. Устанавливается верховенство Гражданского Кодекса по отношению ко всем другим законам в части включаемых в них норм гражданского права. Нормы гражданского права в достаточно большом количестве содержатся в трудовом, семейном, административном, лесном, водном законодательстве, законодательстве о недрах и об охране окружающей среды, в многочисленных законах, имеющих комплексный характер. В системе гражданского законодательства Гражданский Кодекс занимает положение координирующего центра. Поэтому все нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны ему соответствовать. Введение новых норм гражданского права требует внесения соответствующих изменений в Гражданский Кодекс.

В иерархии актов, содержащих нормы гражданского права, второе по значению место после Федеральных Законов занимают указы Президента РФ. Они могут приниматься по всем вопросам гражданско-правового регулирования отношений, при условии их не противоречия Гражданскому Кодексу и иным Федеральным Законам. В указах Президента РФ могут содержаться нормы гражданского права двух категорий. Одна категория преследует цель конкретизации норм гражданского права и иных действующих Федеральных Законов. Вторая категория норм предназначена для регулирования отношений, по которым законы еще не приняты или в принятии которых вообще нет необходимости. При этом предполагается, что Конституция и Гражданский Кодекс позволяют осуществлять правовое регулирование таких отношений указами Президента РФ.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, занимают третье место в иерархии источников гражданского права. Их назначение в сфере нормотворчества состоит в обеспечении реализации законов и указов Президента РФ. Как указано в статье 3 ГК, они принимаются на основании и во исполнение Гражданского Кодекса и иных законов, указов Президента РФ. Гражданский Кодекс не предусматривает возможности для Правительства РФ принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, выходящие за рамки их реализационно-обеспечительского назначения.

В пункте 5 статьи 3 ГК говорится о юридических последствиях, наступающих в случае противоречия указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ гражданскому законодательству. В этом случае в гражданских правоотношениях стороны, равным образом как и суды и иные правоохранительные органы, должны руководствоваться Гражданским Кодексом или соответствующим законом. При этом указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, противоречащие законодательству, не принимаются во внимание. Указанное противоречие может проявляться в двух возможных вариантах.

Первый вариант предполагает прямое нарушение Гражданского Кодекса, предусматривающего в целом ряде статей возможность изменения содержащихся в нем правовых норм лишь на основании закона.

Второй вариант может иметь не столь очевидный характер. Подобного рода ситуация встречается тогда, когда непосредственно Гражданский Кодекс не оговаривается, каким нормативным актом должно вводиться то или иное правовое регулирование, например новое вещное право. В этом случае следует руководствоваться общими началами и смыслом гражданского законодательства.

К нормам гражданского права, содержащимся в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, применяются общие правила главы 1 Гражданского Кодекса, касающиеся их действия во времени и применения в пространстве. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ применяются на всей территории РФ, если иное не оговорено соответствующим указом или постановлением, при условии, что они официально опубликованы в "Собрании законодательства Российской Федерации". Не подлежат опубликованию лишь указы Президента РФ и постановления Правительства РФ или их определенные пункты, содержащие сведения, являющиеся государственной тайной.

В пункте 6 статьи 3 ГК указы Президента РФ и постановления Правительства РФ объединены в одну группу подзаконных нормативных актов под названием "иные правовые акты". По своей юридической силе они следуют непосредственно вслед за гражданским законодательством. Нормы гражданского права могут содержаться также в актах, издаваемых министерствами РФ и другими федеральными органами исполнительной власти (агентствами, службами и пр.). Это так называемые ведомственные нормативные акты. Органы исполнительной власти подобные акты могут принимать лишь в случаях и в пределах, предусмотренных Гражданским Кодексом, другими Федеральными Законами и иными правовыми актами (указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней после дня их регистрации. Нормативные правовые акты, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

 

Rambler's Top100