Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

secure-hosting-160x600

Регламент европейского суда по правам человека

Все жалобы, которые направляются в Европейский суд, рассматриваются по процессуальным правилам, установленным Регламентом суда. Регламент — это главный процессуальный документ, в соответствии с которым:

- организована работа суда;

- установлены процедурные вопросы назначения и отставки судей;

- регламентировано устройство суда;

- определен порядок судопроизводства, в том числе вопросы принятия и рассмотрения жалоб, судебных слушаний и вынесения постановлений и другие вопросы деятельности.

Как главный процессуальный свод правил суда, Регламент уточняет многие положения Европейской конвенции, которая оставляет решение тех или иных вопросов, связанных с применением конкретного пункта конвенции на усмотрение самого суда. Европейский суд работает на постоянной основе. Для рассмотрения переданных дел суд заседает в составе единоличного судьи, комитетов из трех судей, палат из 7 судей и Большой палаты из 17 судей. Палаты суда на определенный срок образуют комитеты. В состав Большой палаты входят также председатель суда, заместители председателя суда, председатели палат и другие члены суда, назначенные в соответствии с Регламентом суда. Число судей, входящих в состав Европейского суда, равно числу стран участников конвенции, иными словами от каждого государства Парламентской ассамблеей Совета Европы избирается один судья из трех выдвинутых кандидатов. Судьи избираются сроком на 9 лет. Они не могут быть переизбраны.

Все судьи входят в состав одной из секций (палат), образованных на пленарном заседании суда на определенный срок. В настоящее время таких секций в суде пять. Статьей 25 Регламента установлено, что состав секций должен быть сбалансирован как с точки зрения географической, так и с точки зрения представительства полов и учитывать различные правовые системы государств — участников конвенции. Из судей, входящих в состав секций, образуются палаты для рассмотрения дел, которые возбуждены в суде. В каждую из таких палат входит семь судей. Из числа судей входящих в секцию выбираются комитеты. В каждый комитет входит трое судей.

Явно неприемлемые жалобы рассматриваются единоличными судьями. В структуру Европейского суда также входит Бюро и иные вспомогательные (административные) подразделения, которые не занимаются рассмотрением жалоб. Например, то же Бюро имеет задачу содействовать председателю суда в выполнении его обязанностей по руководству работой суда и обслуживающих его подразделений. Для этой цели председатель суда может передать Бюро любой административный или внесудебный вопрос, входящий в его компетенцию. Бюро также способствует координации между секциями суда.

Все жалобы первоначально поступают в Центральный почтовый отдел суда. На данном этапе жалоба будет отсортирована и направлена в то юридическое подразделение, которое занимается жалобами против конкретного государства — участника Европейской конвенции. Юристы этого подразделения владеют языком, на котором составлена жалоба и разбираются в законодательстве государства-ответчика. По статистике Европейского суда, число поступающей корреспонденции в день может доходить до полутора тысяч писем. Поэтому заявитель должен запастись определенным терпением. О получении жалобы заявителю будет направлено уведомление.

Чиновники Европейского суда категорически не рекомендуют звонить в суд или направлять какие-либо запросы относительно статуса жалобы заявителя. Прерогатива связи с заявителем о ходе рассмотрения жалобы предоставлена только суду. Если на предварительном этапе рассмотрения жалобы у юристов возникнут вопросы относительно содержания жалобы, заявителю может быть направлен соответствующий запрос. Отвечать на такие уведомления и запросы заявитель должен в те сроки, которые указаны в полученном документе. Если ответ на запрос не будет направлен вовремя, это может быть истолковано как невыполнение обязанности сотрудничать с судом и жалоба будет снята с рассмотрения. Если жалоба подана с нарушениями требований, установленных пунктами 1—3 статьи 47 Регламента, т.е. составлена не на формуляре установленной формы или не содержит обязательных сведений или к ней не приложены необходимые документы, такая жалоба в силу пункта 5.1 статьи 47 Регламента не рассматривается.

Зарегистрированная жалоба передается на рассмотрение одного из составов суда. Ни европейская конвенция, ни Регламент суда не устанавливают конкретных сроков, в которые должна быть рассмотрена жалоба. По статистике ежегодно в Европейский суд поступают более 50 000 жалоб. Поэтому даже предварительный этап рассмотрения жалобы может Длиться неопределенно долго. Даже если жалоба будет признана приемлемой, до принятия окончательного решения по ней может пройти несколько лет. Выбор состава суда напрямую зависит от категории жалобы, которая будет установлена юристами Секретариата на этапе предварительного рассмотрения. Большая часть жалоб относится к категории явно неприемлемых. Это те жалобы, которые поданы в установленном порядке, но не соответствуют критериям приемлемости, указанным в статье 35 Европейской конвенции. Причем здесь могут нарушаться не только главные критерии приемлемости об исчерпании средств правовой защиты или сроков подачи жалобы. Например, к категории явно неприемлемых будут относиться те жалобы, в которых прослеживается отсутствие значительного ущерба причиненного заявителю.

Единоличный судья при подготовке дела к судебному разбирательству пользуется помощью т.н. не судебных докладчиков (юристов-докладчиков), которые являются сотрудниками Секретариата суда. В соответствии со статьей 27 конвенции единоличный судья может признать жалобу, поданную в соответствии со статьей 34 конвенции, неприемлемой или исключить ее из списка подлежащих рассмотрению дел, если такое решение может быть принято без дополнительного изучения жалобы. Это решение является окончательным и его невозможно оспорить. Сведения о принятом решении доводятся до заявителя письмом. Копия решения заявителю не направляется. Также суд не отвечает заявителю или его представителю на любые запросы относительно принятого единоличным судьей решения. На данном этапе заканчивается рассмотрение большинства индивидуальных жалоб, которые направляются в Европейский суд. В пункте 3 статьи 52 "А" Регламента предусмотрена ситуация, когда единоличный судья не может принять решения относительно индивидуальной жалобы, иными словами усомниться в явной неприемлемости жалобы. В таком случае единоличный судья передает жалобу для дополнительного изучения либо в комитет, либо в палату. На практике вероятность такого поворота событий сводится к нулю.

Вторая категория индивидуальных жалоб касается так называемых повторяющихся дел, т.е. тех дел, по которым уже сложилась прочно утвердившееся прецедентное право суда. Это означает, что ранее суд уже неоднократно выносил решение по затрагиваемой проблеме в отношении государства, являющегося стороной в деле. Такие жалобы направляются для рассмотрения в комитеты суда. О передаче жалобы в комитет заявитель уведомляется письмом, в котором будет описана дальнейшая процедура рассмотрения жалобы. Комитеты образуются сроком на двенадцать месяцев в порядке очередности из членов каждой секции, за исключением председателя секции. Каждый комитет действует в составе трех судей. Председатель секции, в которую поступила жалоба, назначает судью, который рассмотрит жалобу в качестве судьи-докладчика. Основной задачей судьи-докладчика является подготовка заключения по жалобе и иных документов, необходимых для рассмотрения дела. По Регламенту судья-докладчик в процессе рассмотрения жалобы может предложить сторонам представить в установленный им срок любые пояснения в отношении фактов по делу, любые документы или любые иные материалы, которые он сочтет имеющими отношение к делу.

Полномочия комитета гораздо шире, чем полномочия единоличных судей. Прежде всего, в соответствии с пунктом 1 статьи 28 конвенции комитет может единогласным решением и на любой стадии производства признать жалобу неприемлемой или исключить жалобу из списка подлежащих рассмотрению дел. Решение комитета о неприемлемости жалобы является окончательным и — так же, как и решение единоличного судьи, — не может быть обжаловано. О таком решении заявитель уведомляется письмом. В дальнейшую переписку относительно рассмотренной и отклоненной комитетом жалобы Секретариат суда с заявителем не вступает. Комитет вправе объявить жалобу приемлемой и одновременно вынести постановление по существу жалобы. Таким полномочием комитет может воспользоваться только в том случае, если лежащий в основе дела вопрос, касающийся толкования или применения положений конвенции либо протоколов к ней, уже является предметом прочно утвердившегося прецедентного права суда. Так, по ряду дел комитеты Европейского суда выносили решения в пользу заявителей, которые жаловались на отмену в порядке надзора вступивших в законную силу решений о выплатах денежных сумм (заработных плат, пособий, компенсаций).

В мотивировочной части этих решений судьи Комитетов ссылались на уже принятые ранее постановления, в которых были установлены факты нарушения статьи 6 Европейской конвенции, а также отмечали неоднократность нарушения прав заявителей при схожих обстоятельствах. В случае принятия жалобы к рассмотрению комитет коммуницирует жалобу или часть жалобы государству-ответчику и предлагает представить письменные замечания по существу заявленных требований. После получения ответа на запрос от государства-ответчика Комитет направляет пояснения заявителю и предлагает представить ответные пояснения. Сторонам устанавливаются одинаковые сроки для представления замечаний, если только не принято иное решение. С этого же момента согласно пункту 2 статьи 36 Регламента заявитель должен пользоваться квалифицированной помощью адвоката, с которым будет вестись вся дальнейшая переписка.

С этого же момента заявитель может рассчитывать на оплату юридической помощи в порядке, установленном статьями 100—105 Регламента. Европейский суд компенсирует расходы на адвоката в случаях, когда:

- предоставление необходимо для надлежащего ведения дела палатой;

- заявитель не располагает достаточными денежными средствами для полной или частичной оплаты юридической помощи, расходы на которую он вынужден понести (статья 101 Регламента).

Суммы, предназначенные для оплаты юридической помощи, помимо гонораров могут включать в себя расходы на проезд и проживание, а также другие необходимые издержки, понесенные заявителем или назначенным представителем. Каждое государство, ратифицировавшее Европейскую конвенцию, обязано создать в структуре органов исполнительной власти институт официального уполномоченного при Европейском суде. В России в соответствии с Указом Президента от29.03.1998 № 310 такие обязанности возлагаются на уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека — заместителя министра юстиции Российской Федерации. Уполномоченный назначается Президентом России по представлению председателя Правительства. Главной функцией уполномоченного является защита интересов государства-ответчика при рассмотрении жалоб в Европейском суде. После коммуницирования жалобы уполномоченный формирует позицию Российской Федерации по делу, выступает в качестве представителя государства при разбирательстве дел в суде и при рассмотрении вопросов об исполнении постановлений суда.

Отдельного решения о приемлемости жалобы комитет не выносит. Если после получения объяснений сторон будет выяснено, что жалоба имеет дальнейшую судебную перспективу, заявителю предлагается сформулировать требование о справедливой компенсации (статья 41 конвенции). Заявитель должен представить все свои требования в виде расчета вместе со всеми подтверждающими документами в срок, который был установлен для представления замечаний по существу (пункт 2 статьи 60 Регламента). Если заявитель эти требования не выполняет, суд может отклонить требования о справедливой компенсации полностью или частично. Представленные в суд требования заявителя о справедливой компенсации направляются государству-ответчику для представления замечаний.

В ходе дальнейшего рассмотрения жалобы Европейский суд предлагает сторонам принять меры к так называемому дружественному урегулированию спора. В Европейской конвенции такое урегулирование названо мировым соглашением. Процедура дружественного урегулирования детально прописана в статье 62 Регламента. Если стороны согласились на дружественное урегулирование, то, удостоверившись, что вышеуказанное урегулирование достигнуто на основе соблюдения прав человека, как это признается в конвенции и протоколах к ней, суд исключает жалобу из списка подлежащих рассмотрению дел. В случае заключения мирового соглашения суд исключает дело из своего списка посредством вынесения решения, в котором дается лишь краткое изложение фактов и достигнутого разрешения спора. Это решение направляется Комитету министров, который осуществляет надзор за выполнением условий мирового соглашения, как они изложены в решении.

Если стороны не смогли достигнуть дружественного урегулирования и не достигли иного урегулирования, Комитет вправе единогласным решением принять постановление о приемлемости жалобы и по существу, в том числе о справедливой компенсации. Решение, принятое комитетом, является окончательным. Третья категория жалоб рассматривается палатами из семи судей. Во-первых, это жалобы, по которым в Страсбурге не сложилась однозначная прецедентная практика, т.е. дела по таким жалобам Не являются повторяющимися. Во-вторых, это те дела, по которым не было вынесено однозначного решения при рассмотрении в комитете суда (пункт 6 статьи 53 Регламента) или такие жалобы были переданы в палату единоличным судьей. Палата сразу может объявить жалобу неприемлемой или исключить из списка подлежащих рассмотрению дел (пункт 1 статьи 54 Регламента). Данное решение палаты является окончательным.

Если жалоба имеет перспективу и сразу не признана неприемлемой, палата или ее председатель руководствуются правилами, установленными пунктом 2 статьи 54 Регламента. В этом случае палата или председатель могут принять решение:

- затребовать у сторон любые пояснения в отношении фактов по делу, любые документы или иные материалы, которые сочтут уместными;

- коммуницировать жалобу или часть жалобы государству-ответчику (если этого не было сделано ранее);

- предложить сторонам представить дополнительные письменные замечания.

Далее по Регламенту палата из семи судей может принять следующие варианты решений. Во-первых, палатой может быть принято отдельное решение о приемлемости жалобы. Затем палатой уже будет приниматься решение по существу жалобы, которое облекается в форму постановления. Во-вторых, палата может принимать решение, в котором одновременно будет решен вопрос о приемлемости и рассмотрении жалобы по существу. Такое решение принимается в форме постановления. Постановления палат в отличие от решений вступают в силу не сразу. Согласно пункту 2 статьи 44 Европейской конвенции постановление любой из палат становится окончательным, если:

- стороны не заявляют, что они будут просить о передаче дела в Большую палату;

- по истечении 3 месяцев с даты вынесения постановления не поступило обращения о передаче дела в Большую палату;

- коллегия Большой палаты отклоняет обращение о передаче дела согласно статье 43.3 конвенции.

Последняя, четвертая категория жалоб, точнее дел, рассматривается только Большой палатой Европейского суда. Согласно статье 30 конвенции если дело, находящееся на рассмотрении палаты, затрагивает серьезный вопрос, касающийся толкования положений конвенции или протоколов к ней, или если решение вопроса может войти в противоречие с ранее вынесенным судом постановлением, палата может до вынесения своего постановления уступить юрисдикцию в пользу Большой палаты, если ни одна из сторон не возражает против этого. На подготовку возражения отводится 1 Месяц (пункт 4 статьи 72 Регламента).

Жалоба также может быть передана на рассмотрение Большой палаты по просьбе одной из сторон в течение 3 месяцев с момента вынесения по этой жалобе постановления палатой. Согласно пункту 1 статьи 73 Регламента сторона может подать в Секретариат прошение в письменной форме о передаче дела на рассмотрение Большой палаты. Данной стороне следует подробно изложить в своем прошении тот серьезный вопрос, касающийся толкования или применения конвенции или протоколов к ней или ту серьезную проблему общей значимости, которые, по ее мнению, заслуживают рассмотрения Большой палатой. На практике коллегия Большой палаты удовлетворяет такие прошения очень редко, в исключительных случаях. Если коллегия принимает прошение, Большая палата разрешает дело путем вынесения постановления. Постановление Большой палаты является окончательным.

 

Rambler's Top100