Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

secure-hosting-160x600

Порядок заключения государственного и муниципального контракта

Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предусматривает пять способов размещения государственных и муниципальных заказов: конкурс (открытый и закрытый), аукцион, запрос котировок, размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), биржевые торги. Использование общего гражданско-правового способа заключения государственных и муниципальных контрактов частью 2 статьи 1 указанного Закона допускает лишь в качестве исключения в случаях, когда услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Основным способом заключения государственного (муниципального) контракта, как и прежде, определен конкурс; остальные способы могут быть использованы государственным (муниципальным) заказчиком лишь при наличии установленных (правда, с различной степенью определенности) условий.

Разграничение между аукционом и конкурсом проводится по способу определения победителя: при аукционе им признается лицо, которое предложило наибольшую цену, а при конкурсе — тот, кто по заключению конкурсной комиссии, назначенной организатором конкурса, предложил лучшие условия. Указанный критерий применительно к размещению государственных (муниципальных) заказов не вполне корректен. Цена — это одно из условий государственного контракта; присущий аукциону принцип — лучшая цена — как раз и означает лучшее условие контракта, что с формально точки зрения является признаком конкурса. Однако в контексте института публичных закупок отличия можно обнаружить в технике выявления лучших условий: для конкурса они фиксируются в конкурсных заявках, которые не могут быть изменены после их вскрытия конкурсной комиссией (часть 9 статьи 25 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"); выявление же наилучшей цены посредством аукциона осуществляется путем "пошагового" ее снижения непосредственно в ходе проведения торгов.

Заключение публичного контракта путем проведения торгов (как конкурсов, так и аукционов) опосредуется сложной системой правоотношений, отправной точкой которых является извещение о проведении торгов. Последнее имеет двойственную правовую природу, обусловленную двояким характером порождаемых им правовых последствий. Извещение порождает комплекс правоотношений организационного типа, опосредующих проведение торгов; в этом качестве извещение обладает качеством односторонней сделки, порождающей правовые последствия при условии восприятий (объективного или субъективного в зависимости от вида торгов — открытые или закрытые) опосредуемого ею волеизъявления адресатами. В плоскости механизма договорного волесогласования извещение обладает качеством вызова на оферту. Для открытых торгов Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не требует доведения извещения о проведении торгов персонально до всех потенциальных поставщиков; достаточно его опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте; извещения о проведении закрытых торгов в форме приглашений направляются ограниченному кругу лиц, отвечающих предусмотренным законом требованиям.

Комплекс правоотношений, связанных с проведением конкурса или аукциона (их можно обозначить термином "организационные") в своем развитии проходит несколько стадий. С момента извещения о проведении торгов любой субъект, отвечающий соответствующим требованиям, вправе обратиться к организатору торгов с заявкой; этому праву корреспондирует обязанность организатора торгов заявку принять. С момента окончания срока на подачу заявок возникает новое организационное отношение, имеющее в сравнении с первым четкий субъектный состав, а также иное содержание: обязанность организатора торгов произвести оценку заявок и определить победителя. Заявка на участие в конкурсе является офертой, которую участник делает в ответ на вызов, опосредованный извещением о проведении конкурса; в отношении аукциона окончательное волеизъявление участника формируется в ходе торгов и фиксируется в итоговых предложениях о цене контракта. Статья 41 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" наряду с непосредственным участием в торгах, допускает электронную форму аукциона, при которой предложения о цене контракта подаются организатору торгов посредством сети Интернет.

Определение победителя торгов представляет собой акцептование оферты и выражается подписанием проекта публичного контракта публичным заказчиком. Протокол, оформляющий результаты торгов, свойствами договора не обладает, ибо он выполняет иную функцию — фиксирует волеформирование публичного заказчика. Запрос котировок представляет собой способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. Возможно, размещение заказа путем запроса котировок является упрощенной формой аукциона; отнесение этого способа к "внеторговым" — явное недоразумение. Исследование правового режима запроса котировок (глава 4 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд") позволяет в этом наглядно убедиться. Все основные признаки торгов налицо: размещение извещения, подача заявок участниками, оценка заявок комиссией, заключение договора с победителем.

Размещение заказа путем запроса котировок может иметь место в двух случаях: предметом публичного контракта являются товары, для которых есть функционирующий рынок и они производятся не по конкретным заявкам публичного заказчика либо аукцион признан несостоявшимся. В обоих случаях сумма контракта, по общему правилу, не должна превышать 500 тыс руб (в первом случае указанная сумма определяет сумму товара, подлежащего поставке в течение одного квартала). Основная особенность запроса котировок выражается в отсутствии "пошагового" выявления наилучшей цены, характерного для аукциона: победитель определяется на основании котировочной заявки, которая не подлежит изменению. Кроме того, Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" ориентирует документооборот, опосредующий проведение запрос котировок преимущественно на электронную форму. Размещение заказа у единственного источника традиционно рассматривается в качестве исключения из общего правила конкурсного (аукционного) способа заключения государственного контракта.

Выражается это в том, что перечень оснований, допускающих использование этого способа, исчерпывающим образом определен в законе. Подобный подход вполне обоснован, ибо размещение государственного заказа у единственного хозяйствующего субъекта ограничивает сферу использования торгов как способа, позволяющего выбирать наиболее эффективный вариант закупки. Всю совокупность оснований заключения публичного контракта посредством размещения заказа у единственного поставщика можно разделить на несколько групп. В первой группе сосредоточены ситуации, исключающие возможность проведения торгов в силу безальтернативностью субъекта и/или предмета закупки. Сюда входят приобретение продукции субъектов естественных монополий, а также услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения по регулируемым ценам, энергоснабжение, опубликование в официальном печатном издании извещения о проведении торгов, приобретение культурных ценностей, произведений литературы и искусства определенных авторов, поставки изданий определенных авторов, посещение зоопарка, театра, музея и т.п., оказание услуг нескольким государственным (муниципальным) органам по участию в мероприятии, организатором которого определен поставщик (исполнитель, подрядчик), приобретение вооружения и военной техники у единственного производителя, размещение заказа у субъекта, определенного Президентом РФ, а также приобретение услуг, оказываемых органами исполнительной власти и государственными учреждениями.

Во вторую группу включена потребность удовлетворения незапланированных публичных нужд — возникших вследствие непреодолимой силы, а также в связи с необходимостью срочного медицинского вмешательства, в силу чего применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Третья группа оснований размещения публичного заказа у единственного поставщика представляет собой варианты последствий признания торгов несостоявшимися. Указанное последствие может иметь место в случае участия в торгах или размещении заказа путем запроса котировок единственного участника: в этом случае публичный контракт должен быть заключен именно с ним. Функциональное назначение четвертой группы оснований размещения публичного заказа у единственного поставщика состоит в том, что она обеспечивает реализацию преимуществ, предоставляемых определенным хозяйствующим субъектам в сфере государственных и муниципальных закупок. Строго говоря, здесь речь идет лишь об одном основании: размещение публичного заказа на предприятиях и учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Основанием размещения публичного заказа у единственного поставщика (исполнителя, заказчика) является выполнение работ по мобилизационной подготовке. В соответствии с Федеральным законом от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" под мобилизационной подготовкой понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики РФ, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время. Основанием размещения государственного заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) является "малозначительность" суммы закупки.

Данный способ может использоваться, если эта сумма не превышает установленный Центральным банком РФ предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке; в отношении поставки одноименных товаров, выполнения одноименных работ, оказания одноименных услуг этот предел определяет максимальный объем закупок в течение одного квартала. У единственного исполнителя также размещается заказ на оказание преподавательских услуг физическими лицами. Законом предусмотрена возможность размещения заказов на поставки биржевых товаров на товарных биржах; необходимым условием использования этого способа является сумма заказа: она должна превышать 5 000 000 рублей. Говорить о специфике использования данного способа размещения публичных заказов, выходящей за рамки общего режима заключения биржевых сделок, весьма проблематично, ибо закон определил лишь возможность и критерии его использования. Непосредственная реализация этих положений обусловлена установлением Правительством РФ порядка размещения заказа на товарных биржах, который на сегодняшний день отсутствует.

 

Rambler's Top100