Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Тормозить или маневрировать

Если вы выехали на полосу встречного движения для предотвращения аварии и инспектор составит протокол, а на ваши слова о "крайней необходимости" (статья 2.7. КоАП) скажет, что согласно пункту 10.1 ПДД при возникновении опасности надо тормозить, а не маневрировать. Противопоставить что-либо очень трудно, но можно — сошлитесь на Постановление ВС РФ от 16.08.2011 г. № 16-АД11-8. Пункт 10.1 ПДД: "При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства". "Опасность для движения — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия". Назовем обстановку до момента возникновения "опасности для движения" "опасной ситуацией", а после — "аварийной ситуацией".

Пример:

Четырехполосная дорога. В попутном направлении — две полосы. Вы движетесь по левой полосе. Впереди в 100 м на вашей полосе — аварийный автомобиль. Если вы продолжите движение с той же скоростью, в том же направлении, произойдет ДТП. Или не произойдет. Здесь имеет место "опасная ситуация". Вы можете спокойно, даже не снижая скорости, перестроиться правее, свернуть, остановиться в 50 м и т.д. Опасности для движения нет. Возникает "опасность для движения" в тот момент, когда до аварийного автомобиля остается минимальное расстояние, чтобы успеть остановиться, не прибегая к экстренному торможению, которое само по себе опасно. В этом случае ПДД предписывают только тормозить, маневр недопустим (пункт 10.1 ПДД).

"Опасность для движения" может возникнуть и раньше. Например, в той же ситуации справа от вас идет плотный поток, и любой маневр исключен. Вы обязаны снижать скорость немедленно, и лишь затем включать указатель поворота и ждать, когда вас кто-нибудь пропустит. Таким образом, "опасность для движения" возникает в тот момент, когда безопасный маневр невозможен. И делать вывод из формулировки пункта 10.1 ПДД, что при возникновении любой опасности всегда надо тормозить, — глупость. Подобная позиция исключает использование автомобиля, так как он изначально является источником повышенной опасности, и даже простое начало движения уже опасно само по себе. И термин "обгон" с точки зрения пункта 10.1 ПДД теряет всякий смысл. Вначале обгона водитель разгоняется на своей полосе. Но движение с той же скоростью в том же направлении приведет к ДТП, то есть водитель обязан немедленно тормозить.

Если водитель в указанном примере пропускает момент возникновения опасности для движения, ситуация превращается в "аварийную" — никакое торможение от столкновения не спасет, и виновен в этом столкновении однозначно будет водитель. Если водитель в опасной ситуации выехал на полосу встречного движения — он виновен, аварийный автомобиль можно было объехать и справа. Если водитель в момент возникновения опасности для движения выехал на полосу встречного движения — он виновен, так как мог выполнить требования пункта 10.1 ПДД и остановиться. Если водитель, пропустив момент перерастания опасности для движения в аварийную ситуацию, выезжает на полосу встречного движения, предотвращая ДТП, он также виновен, так как заблаговременно знал и осознавал, что в состоянии выполнить требования пункта 10.1 ПДД.

Момент перехода "опасной ситуации" в "опасность для движения" и момент перехода "опасности для движения" в "аварийную ситуацию" — сугубо индивидуальны в каждом конкретном случае. Например, время реакции водителя, по различным источникам, от 0,3 до 1,8 с, что на скорости 60 км/ч (16,7 м/с) дает разброс пройденного за время реакции водителя расстояния от 5 до 30 м. Замедление у обычного автомобиля вряд ли будет менее 7 м/с, у современного скоростного автомобиля замедление 11 м/с — далеко не предел. Понятно, что на льду замедление меньше, на сухом асфальте — больше. Еще один пример: если до появления опасности имела место другая опасность, которую водитель сумел избежать, то он уже внутренне готов к возникновению новой опасности, и реагировать на нее будет быстрее. Если препятствие возникло внезапно и произошло ДТП, то перед экспертами ставят вопрос, мог водитель остановиться до препятствия или нет? Другими словами, была ли ситуация для водителя уже аварийной или имела место только "опасность для движения".

Возникает вопрос, может ли водитель сманеврировать, если препятствие перед ним появилось внезапно? Если брать приведенный выше пример, предположим, что аварийный автомобиль до последнего был закрыт от водителя движущимся впереди внедорожником. Внедорожник резко перестраивается в тот момент, когда точка возникновения "аварийной ситуации" водителем уже пройдена, он объехал аварийный автомобиль по встречной полосе, и ему грозит наказание по части 4 статьи 12.15 КоАП. Статья 2 Закона о БДД, где сказано: "Безопасность дорожного движения — состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от ДТП и их последствий". Если ДТП не произошло, то задачи по обеспечению безопасности дорожного движения выполнены. Эта норма Закона продублирована в п. 1.5 ПДД, где говорится, что каждый участник дорожного движения обязан предпринять все меры, что бы избежать ущерба. Если вы выполнили требования статьи 2 Закона о БДД и пункта 1.5 ПДД, нарушив пункт 10.1 ПДД, то наказания нет и быть не может.

Если вы маневрировали в ситуации "крайней необходимости", всегда подтверждайте правомерность своих действий ссылкой на пункт 1.5 Правил и статьи 2 Закона о БДД. Вы когда-нибудь задумывались, почему под мостами, эстакадами и путепроводами запрещены разворот и задний ход, обгон, остановка и стоянка? Пространство для маневра ограничено. И если в результате указанных действий возникает "опасность для движения", то сманеврировать и избежать ДТП в ограниченном пространстве уже невозможно. Если тупо во всех ситуациях руководствоваться только пунктом 10.1 ПДД, то смысла ограничивать действия водителя под мостами, эстакадами и путепроводами нет — все равно водитель обязан тормозить, а не маневрировать. Пункт 10.1 ПДД обязывает тормозить "при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить". Слово "обнаружить" может быть истолковано весьма широко, но наиболее близким по закону синонимом является слово "предвидеть" (пункт 1 статьи 13 Конвенции о дорожном движении). Другими словами, если водитель предвидит опасность, он обязан тормозить. Если опасность появилась внезапно, то обязанности тормозить по ПДД нет.

Пункт 10.1 ПДД никакого разрешения или запрета на маневрирование содержать не может, так как сама по себе глава 10 ПДД посвящена выбору скорости, а не маневрированию, которое описывается в 8-й главе. В главе 8 ПДД к маневрированию в аварийной ситуации предъявляются общие требования пункта 8.1: "Маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения", и никакого запрета на маневр в такой ситуации нет. Если при маневре произойдет авария, то водитель будет виноват в ней — нарушен пункт 8.1 ПДД. При торможении нагружается передняя ось, и, если водитель хочет повысить управляемость автомобиля перед маневром, он обязательно притормозит, автоматически выполняя пункт 10.1 ПДД, чтобы нагрузить переднюю ось, и лишь затем, отпуская педаль тормоза, будет маневрировать. Требования обязательной остановки в пункте 10.1 ПДД нет. Сравните его, например, с последним предложением пункта 19.2 ПДД. Чтобы убедить инспектора, покажите ему определения "Опасности для движения" и "Уступите дорогу" в пункте 1.2 ПДД, которые прямо указывают как на изменение скорости, так и на изменение направления движения во избежание ДТП.

Понятие "опасность для движения" добавили к пункту 1.2 ПДД в 2003 году, и в определении появилась фраза об изменении направления движения. До него при возникновении опасности для движения и в аварийной ситуации водители обязаны были только тормозить, после него появилась возможность использовать ссылку на изменение направления движения и прибегать к нему при возникновении "аварийной ситуации". Ссылку на пункт 10.1 ПДД опровергайте контрпримером, который в наше время все больше становится обыденным: на двухполосной дороге в нарушение всех правил водитель грузовика идет на обгон, игнорируя встречный транспорт. Нужно ли водителям встречных автомобилей руководствоваться пунктом 10.1 ПДД и только тормозить, ожидая, что водитель грузовика смилостивится над ними, или можно сманеврировать — съехать на обочину и остановиться? Немаловажен и психологический момент. Любой человек в экстремальной ситуации будет избегать любой опасности в силу своего непреодолимого желания жить. И вопреки природе заставить водителя совершать ДТП в угоду пункта 10.1 ПДД, запретив ему маневрирование, невозможно.

 

Rambler's Top100